Девятый урок из серии “Эффективный шидух – Рецепты Торы”, тема урока “Пара – по предначертанию или по поступкам?“.
Сегодня я хочу затронуть непростую тему… (Кто хочет в нее углубиться – Гмара, масехет Сота, 2а). Там приводится, что человек получает шидух в соответствии с его поступками – если праведный, то получает праведницу, а если наоборот, – то наоборот… И Гмара задает вопрос – как же так, ведь известно, что за сорок дней до рождения на Небесах объявляют “дочь такого-то – такому-то”?
Есть такое понятие, “зивуг ришон”, первая пара, и “зивуг шени”, вторая пара.
И Гмара говорит, первая пара – это то, что предначертано человеку от рождения, а вторая пара – дается по поступкам, в соответствии с уровнем человека. Нужно сказать, что это вещи очень скрытые, и далеко не простые…
Но из жизненного опыта, можно сказать, что когда встречается первая пара (зивуг ришон) – мы видим шидух, который идет невероятно гладко, легко, быстро, за считанные неделю-две, они удивительно подходят друг другу… И есть шидухим, которые идут “тяжело”, называются “рассечением Красного моря”…
Нужно понять, что для большинства из нас реальность такова, что мы получаем сразу свой второй зивуг, вторую пару, ту, которая “по поступкам”. Почему это так – есть много объяснений, этим вопросом занимаются каббалисты, и ответы на эти вопросы довольно сложны.
Пара по предначертанию, это пара, которую каббалисты описывают как пару Адама и Хавы – когда Всевышний создал для Адама помощника, параллельного ему, Он “отсек” часть от стороны Адама и поставил ее напротив него, чтобы они могли снова объединиться и стать одним целым.
Когда встречаются две половины одного целого, одной души – даже если они где-то в чем-то не подходят друг другу, это не помешает.
Но когда речь идет о “второй паре”, мы должны проверять соответствие пары как можно лучше. Это не изначальные две половины единого целого, это Всевышний объединяет двоих – заново. В отличие от первой пары, где любые несоответствия – вещь внешняя, они не поломают семьи, во второй паре соединение двоих – как рассечение Красного моря, и необходимо очень тщательно проверять соответствие двоих друг другу. И это подход “лефи маасим”, по поступкам.
Свести пару по предначертанию – может только Всевышний, наша задача в этом одна – не мешать. Но когда речь идет о второй паре, по поступкам – это то, что мы можем и должны проверить.
(Повторим, что в наше время большинство шидухов – это вторая пара, и причины этому кроются в каббале, в вопросах переселения душ и т. п.)
И тут я хочу коснуться очень принципиальной вещи, и пусть меня простят шадханиет, свахи, у которых есть такая обязанность – сглаживать острые углы. (Есть история об одном человеке, который имел претензии к свахе – почему она тут “сгладила” и там “умолчала”… на что она ответила: я делала шидух еще твоим родителям, и если бы я не “сглаживала углы” – ты бы вообще не родился.)
Поэтому, у меня к свахам никаких претензий, но я хочу обозначить те “углы”, которые ни в коем случае нельзя “округлять”.
Есть такая популярная теория, что если он – учит Тору, а она – “интересуется” Торой, – все замечательно, женишься, и дальше будешь на нее “влиять”, будете любить друг друга, “разовьешь” ее, и так далее… Упомяну только одну историю, когда молодой человек так обручился, а потом выяснилось, что его жена была еще за две недели до свадьбы – беременна от кого-то другого…
Важно запомнить, что у мужа нет обязанности воспитывать жену.
Не женятся с мыслью, что “я ее потом “воспитну””. Нужно молиться, чтобы твоя пара подходила тебе по уровню… И на этот счет у нас есть правило от мудрецов: “Спустись на одну ступень – и женись”. Что это значит? Это правильно и нормально, если муж в семье является авторитетом в вопросах духовных, а жена является “ведомой”. (И даже упоминается в Авот дераби Носон, что, когда змей соблазнял Хаву, она отвечала ему “мой рав мне сказал”, имея ввиду Адама, своего мужа).
Изначально, это правильный расклад в семье, когда муж – источник духовной силы, а жена – эту силу принимает.
Но – всегда есть вопрос, это “одна ступень” ниже него, или – два этажа ниже него? Или даже – один этаж, или даже – пять ступеней… И это тот вопрос, в котором нельзя позволять шадханиет “сглаживать углы”! Безусловно, каждый отдельный случай – требует рассмотрения, необходимо вдуматься в него, иногда то, что кажется большим разрывом, на самом деле – небольшая разница, и в каждом случае – нужен совет мудреца, который сможет понять, о чем идет речь.
Еще одна возможная проблема – когда девушка на голову выше жениха в вопросах духовных.
Это тоже проблема, потому что в семье не муж должен быть ведомым, и не жена – говорить за столом двар Тора и указывать, как себя вести в какой ситуации… Тут можно сделать облегчение, в зависимости от пары.
Допустим, молодой человек учится серьезно, но его невеста – училась гораздо больше (допустим, девушка училась в Бейт Якове, а молодой человек пару лет учится в ешиве, и, безусловно, знает намного меньше, чем она выучила в Бейт Яков за много лет) – если он продолжит серьезно учиться, то это несоответствие “сгладится” со временем…
Есть и такие пары, где “юбку носит он”, а она – является ведущей, но нужно понимать, что это – не изначально правильная ситуация.
Есть много разных шидухим. Но если мы хотим, чтобы производным от нашего шидуха стало присутствие Шхины в доме, которое обеспечит объединение и единство двоих, нам необходимо намерение построить еврейский дом в чистоте и святости, в соответствии с Его волей. Нужно понимать, что Всевышний делает пары и для нерелигиозных, иногда совершенно удивительные… Но мы с вами говорим не о том, что делает Он, а о том, что должны делать – со своей стороны – мы.
Если мы хотим построить настоящий еврейский дом, нам нужно позаботиться о том, чтобы было правильное распределение сил в доме. (Есть ситуации, когда понимают, что это его пара, даже когда есть много несоответствий… И разумеется, речь не о просто физическом влечении, его нужно постараться максимально устранить от оценки шидуха, иначе это может привести к множеству проблем).
Если мы знаем, что Всевышний строит пары по поступкам, нужно стараться со своей стороны – поднять свои поступки; и искать, соответственно, пару, подходящую нам по своим поступкам.