Если читатель помнит, в прошлый раз мы обещали рассмотреть несколько вопросов, один из которых связан с утверждением, что только потомки Рахели могут вести войну с Амалеком. Но почему?
Кто такой Амалек? Он — наш довольно близкий родственник, внук Эйсава и, соответственно, внучатый племянник Яакова.
Что это значит?
Главная заслуга Эйсава — в его уважении к отцу. Эта заслуга так велика, что дает ему весомое преимущество, несмотря на все его недостатки.
А как обстоит дело с уважением к отцу у сыновей Яакова? Увы, не так хорошо. Они продают Йосефа в рабство при жизни отца. Видя в младшем брате реальную для себя угрозу, движимые опасениями за свою судьбу, они как будто забывают о чувствах Яакова, причиняют ему сильную боль, не принимая во внимание, что стали причиной его страданий. Яаков оплакивает потерю Йосефа 22 года!
Эйсав же, лишившись из-за брата своего первородства, а заодно и предназначенного первенцу благословения, жаждет отомстить, готов убить «обманщика», но(!) не при жизни отца. Он щадит отцовские чувства. И тем самым доказывает, что в любви к отцу стоит выше сыновей Яакова, значит, имеет над ними преимущество. Только Йосеф, бывший в этой истории стороной пассивной, по сути жертвой, и, конечно же, Биньомин, не участвовавший в продаже Йосефа, ничуть не ниже Эйсава, напротив, значительно выше.
И Эйсав, и Йосеф пострадали от действий братьев. Но Эйсав хочет убить Яакова. А Йосеф даже не помышляет о мести. Больше того, он всячески помогает братьям, спасает от голода и смерти. Он мог бы сказать Эйсаву: «Я был в твоей шкуре». Но в сходной ситуации они ведут себя совершенно по-разному, и это дает потомкам Рахель силу против Эйсава. (Есть и другие толкования, мы привели одно из основных).
В одной из первых статей мы отмечали, что Рахель является основой еврейского народа, а Леа — это как будто «второй наш этаж», в изгнании его нет.
Основа же остается всегда. Когда мы входим в Эрец Исраэль, Рахель становится символом земли.
Давайте посмотрим, в чем это проявляется.
У Рахель двое сыновей. Ее служанка Бильhа тоже рожает двоих. Значит, всего четверо. Леа имеет шестерых, ее служанка Зильпа — двоих. Суммарно восемь. Один из сыновей Леи Леви. Он не получает надела, за ним закрепляются только города. Еще один сын Леи, Шимон, также не получает самостоятельного надела, но только какие-то территории внутри колена Йеhуды. Из восьми Леиных сыновей с наделами всего шестеро.
Что происходит с четырьмя сыновьями Рахель? Они получают пять наделов, т.к. Йосеф делится на два колена, идущих от Менаше и Эфраима. Менаше также делится на два колена, поскольку он первенец. Одно из них получает надел на восточном берегу Иордана, другое — на западном. Таким образом, у Рахель есть уже шесть наделов. Кроме того, и колено Дана, первенца Бильhи, служанки Рахели, также делится надвое (о чем написано в Книге Йеhошуа и в Книге Шофтим). В итоге, Рахель оказывается с 7-ю наделами, Леа с 6-ю.
Здесь есть еще один интересный момент, о котором мы вскользь упоминали ранее и на котором нельзя не остановиться более подробно.
В конце книги Берейшит описано, как Яаков благословляет сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше.
Йосеф подводит к отцу своих детей определенным образом: Эфраима ведет, держа правой рукой, а Менаше — левой, таким образом, чтобы Эфраим встал по левую руку от Яакова, а Менаше по правую. Яаков же перекрещивает свои руки так, чтобы правая легла на голову Эфраима, а левая на голову Менаше. Этим он отдает Эфраиму первенство.
Заметьте! Яаков не меняет внуков местами! Он показывает, что Менаше получает его левую руку и правую ногу, а Эфраим правую руку и левую ногу. Ноги — символ земли, это то, на чем мы стоим. Руки в бóльшей степени характеризуют духовность. Поэтому Менаше, стоявший у правой ноги Яакова, наделяется двойным наделом. А Эфраим — первенством в том смысле, что, находясь рядом с Менаше, именно он будет возглавлять стан.
Все мы в какой-то мере несем на себе имя Эфраима. Как сказано у пророка Йирмияhу, – «Дорогой мой сын Эфраим…», – и здесь имеется в виду весь еврейский народ.
Яаков переставил свои руки, поменял правое с левым. Левое — символ суда (сдерживания), правое — символ милости, даяния. Есть выражение: «Пусть на все времена левая отталкивает, а правая приближает!» (Суд минимальный, снисходительный, а милость большая, безграничная). Так по отношению к нам поступает Вс-вышний. Хорошо бы и нам научиться так себя вести.
Рахель — символ суда, Леа — символ милости. И потому у потомков Рахель правая и левая стороны перемещены, поменяны местами. Первый пример, являющийся тому подтверждением — сыновья Йосефа, еще один пример — самый младший из сыновей Яакова, второй сын Рахели. Дав ему жизнь, она умирает, и Яаков называет его именем Биньямин, что значит сын правой (по одному из комментариев).
В следующий раз, даст Б-г, мы подробно рассмотрим значение «правого» и «левого» для потомков Биньямина.