Я ничего не имею против самых лучших ешив – дай Б-г, чтобы наши дети учились в лучших ешивах, в самых сильных хедерах – ведь успех этих учебных заведений, в конце концов, обусловлен именно качеством роста в Торе.
Но все же изначально стоит настроить себя на то, что главное, чего мы ожидаем от хедера – чтобы нашим детям привили любовь к Торе и желание учиться, даже если мы не сможем похвастаться в разговоре с друзьями известным именем. Это касается не только начальной ступени – хедеров, но так же продолжается и всю жизнь, это верно и в отношении ешива ктана, и ешива гдола, и, конечно, шидуха. Нам важно вырастить детей, поставить их на ноги и научить жить самостоятельно в соответствии со своим путем – а не требовать от них того, что мы сами не реализовали.
Когда нам кажется, что как родители мы не справляемся, надо вспомнить, что суть воспитания, смысл воспитания не в том, чтобы растить идеального ребенка, а в том, чтобы из ребенка вырос полноценный взрослый.
Приучите себя думать не на неделю вперед, а на годы: пусть ребенок не идеален, пусть он кажется не самым воспитанным (и не самым успешным!) – однако какое это будет иметь значение для него взрослого?
Вырастет ли он праведным евреем, цель жизни которого – изучение Торы и исполнение воли Творца? – вот о чем нужно заботиться и на что ориентироваться, а не на то, насколько престижен его хедер и как хорошо он расскажет гостям недельную главу. На нас не возложена заповедь воспитать идеального ребенка, на нас возложено воспитывать ребенка в соответствии с его путем, и тогда он не сойдет с него и в старости.
Истинно и то, что прежде, чем воспитывать детей, хорошо бы воспитать самих себя.
Бывает, что для мамы и папы важно не то, что реально происходит, а то, что о них скажут; важно не исполнение воли Творца в цельности, а собственный почет. Нужно приложить большие усилия, чтобы отказаться от этой глупой показухи – усилия, направленные на самих себя, дадут замечательные плоды и в воспитание ребенка.
В заключение хотелось бы привести несколько слов из нашей ежедневной молитвы. «Благословен Всевышний, Который создал нас для Его славы, и выделил нас из тех, кто ошибается, и дал нам истинную Тору, и вложил в нас грядущий мир». Дальше мы просим – обратите внимание, о чем: «Он откроет наши сердца к Торе, и вложит в наши сердца любовь к Нему и боязнь Его, исполнять Его волю и служить Ему с цельным сердцем, и чтобы мы не трудились впустую, и не рожали в суету».
В конец этой фразы, говорят наши мудрецы, нужно вкладывать кавану, чтобы у нас выросли праведные дети.
Казалось бы, как это связано – мы просим о том, чтобы Всевышний вложил в нас, а не в наших детей любовь к Торе и Б-гобоязненность. Тут сказано, что если мы удостоимся всех этих качеств, то тогда мы точно не будем «трудиться впустую» и «рожать в суету».
Когда человек сам построен правильно, когда он сам живет по воле Творца – это и есть основа воспитания его детей.
Дети учатся больше не тому, что мы им говорим, а тому, что они видят. Если они видят папу, который все, даже свою Тору, вкладывает в собственный почет, – какие ценности у них сформируются? Даже если по 10 раз за день говорить детям, как важно все делать ле-шем Шамаим, ради Небес, а они будут видеть, что даже ле-шем Шамаим можно использовать для собственного почета, они в первую очередь воспримут то, что они видят, а не то, что им говорят как назидание и нравоучение.
Когда Всевышний открывает наши сердца, чтобы прийти к Нему с любовью и в радости, это непосредственно влияет на наши семьи: домашняя атмосфера становится теплой, в доме чувствуется радость жизни. Когда мы служим Творцу в цельности и в радости, дети тоже хотят радости – и, соответственно, они тоже хотят жить, как родители.
Как-то рабанит Хава Куперман, дочь рава Ицхака Зильбера, поделилась с моей женой воспоминаниями о том, как в семье ее отца воспитывали детей.
Рав Ицхак был настоящим литаи, и поскольку по алахе в Шаббат не пляшут (только если есть семейное торжество, связанное с мицвой радовать жениха и невесту, или Симхат Тора – хасиды же в этом вопросе облегчают), то в Шаббат они не плясали. Но зато как они плясали в моцей Шаббат! Ее папа и старший брат, рав Бенцион Зильбер, брали младших детей на плечи и устраивали настоящее веселье с танцами.
В этом не было бы ничего необычного, если бы не времена, о которых идет речь: тяжелейшая жизнь в Советской России, когда люди не были уверены в том, что с ними произойдет завтра. Даже в таких обстоятельствах в доме рава и рабанит Зильбер была атмосфера радости служения Творцу!