Символика Седера

символика седера
Небольшое пояснение, посвященное Песаху.
Чтобы понять символику пасхального Седера, необходимо вспомнить символику красного и белого цветов в иудаизме.

Красный – символ женского начала. В колене Йеhуды, то есть в колене царей, и мы об этом уже говорили, женщины обладают мужскими качествами, предлагая своим мужьям брак, инициируя отношения. Наши мужчины-цари в определенном смысле женственны, в отличие от царей в других народах, где царствующий должен быть воплощением мужественности, а царство – чисто мужское понятие.

В иудаизме наоборот. Царь – тот, кто принимает царский престол (но не берет его сам), он тот, кого коронуют, – это акт пассивный, не активный. Коронация у евреев полностью соответствует женскому началу – поскольку предполагает приятие того, что тебе дают, в данном случае – короны. (Вспомните – царь Давид отличался краснотой кожи (как и Эйсав)).

Итак, красный цвет – символ женского начала. А символ мужского начала – белый.

Мужчина дает зачатому им ребенку все белое (белки глаз, кости, зубы…), мужественность. Женщина дает красное – кровь.

Лейль-hаСедер, – Пасхальный Седер, – ночь рождения еврейского народа.

При рождении должны присутствовать и мать, и отец.

На стол кладутся три листа мацы – белого цвета, хрупкие, как кости (отцовское, мужское начало). Три – символ наших трех праотцев, Авраhама, Ицхака и Яакова. А четыре бокала красного вина (цвета крови, женское начало) – символ четырех еврейских праматерей.

Первый бокал (именно над ним произносят кидуш) – это Сара. От нее идет святость еврейского народа.

Со вторым бокалом рассказывают всю Агаду, соблюдая правило: начать с разговора о неугодном и закончить восхвалением прекрасного. Этот бокал – символ праматери Ривки, родившей двух сыновей – сначала негодного (первый ее ребенок – Эйсав), а за ним – праведника, прославившего милость Творца (речь о Яакове).

Третий бокал – это Биркат hаМазон, символ Рахели, сын которой, Йосеф, прокормил весь мир (Биркат hаМазон – благословение за пищу).

На четвертом бокале заканчивают восхваления. Этот бокал – символ Леи, которая, первая в мире, возблагодарила Всевышнего. Ее потомок, царь Давид, написал Теhилим, прославляющие Торца. Их словами на четвертом бокале Пасхального Седера мы восхваляем Б-га.