Кстати, «изобилие морей», которым благословлен Звулун, – не только рыба и не только торговля. То, что он получает вместе с морским наделом, это обитающие в водах морей ценнейшие моллюски.
Жизнь требует красок. Есть два их основных вида: те, что делают из растений (такие краски нестойки и дешевы); и те, которые получаются в результате переработки моллюсков. Такие краски сверх стойки и потому драгоценны. Из моллюска под названием хилазон получают тхелет – краску небесно-голубого цвета. Где ее используют? В Храме. Но не только.
Еврей выходит из дома и подвергается влиянию среды (общества, рынка, улицы, компании…). И все-таки, больше, чем кто бы то ни было, он отделен от среды и сохраняет связь с домом, поскольку словно привязан к нему ниткой цицит. Нитка, Храм и Всевышний охраняют его от внешнего негатива и помогают удерживаться от греха и соблазна. Тхелет, которым окрашивали нить цицит, имеет цвет моря, море отражает небо и напоминает своим небесно-голубым цветом о престоле Всевышнего на Небесах.
В книге Захарья, гл.8, п.23, сказано: «…Так говорит Всевышний… придут дни, когда по десятеро из каждого иноязычного народа будут держаться за края (одежды) еврея и говорить: (хотим) идти с вами, так как слышали, что с вами Создатель».
Речь идет о приходе Машиаха, о времени, когда неевреи захотят примкнуть к евреям, чтобы быть ближе к Богу. И будут хвататься за кисти цицит, привязанные к краям одежд евреев.
Согласно преданию, если по десять человек от каждого народа (а всего народов 70) ухватятся за каждый из четырех углов одежды еврея, то получится, что вокруг каждого еврея будет – 10х70х4, то есть 2800 человек.
Такова работа Звулуна – приближать человечество к Б-гу.
Еще одним источником его доходов был особый песок, добывавшийся на берегу. Он шел на производство белого стекла, ценившегося в древние времена гораздо выше, чем цветное. Это был чистый беспримесный кварц.
Торговля, переработка хилазона, изготовление белого стекла были тремя основными источниками доходов Звулуна, и это давало ему возможность оказывать постоянную материальную поддержку Иссахару.
Иссахар целиком поглощен занятиями Торой за счет того, что Звулун обеспечивает его экономическую стабильность. (В иудаизме принято так: если кто-то вам помог, вы его не забываете, он навсегда остается с вами, даже тогда, когда вы как будто уже «всего достигли», и в его помощи больше не нуждаетесь). Это – как с Ковчегом Завета, в котором находятся Скрижали (символ Торы), и шестами для его переноски. Их запрещалось вынимать из колец. Параллель: тот, кто помогает занимающемуся Торой, остается с ним навсегда, как шесты в Ковчеге.
Пример. Рахель, жена рабби Акивы, сделала все, чтобы муж мог заниматься Торой; он вернулся в свой дом через двадцать четыре года в окружении двадцати четырех тысяч учеников. Рахель вышла ему навстречу, но кто-то из свиты попытался ее остановить. И тогда рабби Акива сказал ученикам: «Мое и Ваше – это ее».
Еще пример. Известен мудрец по имени Шимон. Но никогда его имя не упоминается само по себе, всегда рядом с именем брата Азарьи. Говорится: Шимон, брат Азарьи – потому что брат его содержал.
Так и со Звулуном и Иссахаром. Если бы не поддержка Звулуна, Иссахар не мог бы полностью отдаться занятиям Торой. Поэтому Звулун назван первым.
Один из ярчайших представителей колена Звулуна – пророк Йона. Пытаясь бежать от Всевышнего, он садится на корабль, и люди, находившиеся на борту этого корабля, конечно, тоже принимают гиюр. О них говорится: «Принесли жертвы Всевышнему и дали обеты». Именно Йона должен привести город Нинве к исправлению! Б-г выбрал его отнюдь не случайно. Ведь Йона из колена Звулуна, и тут беги, не беги – это именно его миссия.