Здравствуйте, мои дорогие!
Сегодня я хочу дать вам рецепт… молчания. Вы будете правы, если заметите, что прежде, чем учить молчанию других, нужно самой научиться, а я все болтаю. Я не хочу закрывать кому бы то ни было рот. Ведь очень важно высказывать то, что чувствуешь, главное только делать это правильно, чтобы разговор производил только положительное впечатление.
Я и сама начинаю вместе с вами применять этот рецепт. Итак, начнем. В чем проблема болтовни? Мы любим делиться хорошими вещами, которые происходят с нами дома, на работе, но… Маленькая проблемка в том, что не все порадуются вместе с нами, не все готовы делать комплименты, не все имеют «добрый глаз». Я не призываю подозревать своих подружек в чем-то подобном. Но ведь и нам с вами иногда тяжело сказать добрые слова, комплимент, правда ведь?
Допустим, есть две подруги. У одной муж работает, слава Б-гу, и зарабатывает – дай Б-г каждому. Он абсолютно спокойно дает ей свою кредитную карту: «Развлекайся!». Но он совершенно не готов помогать по дому и притрагиваться к домашней работе. А у другой муж очень помогает по дому, берется за любую работу, но зато совершенно не отпускает ее одну погулять с подружками, подозревает, расспрашивает, где она была и с кем туда ходила – такой недоверчивый тип. Каждая из подруг может рассказать о хороших сторонах своего мужа, при этом одна будет завидовать другой. Но если бы только они знали про оборотную сторону медали!
Иногда обычный рассказ о том, что происходит у вас дома ежедневно, для вас совершенно обыденный, для вашей подруги может оказаться открытием, заставить ее позавидовать, несмотря на то, что она может быть независтливым типом. Просто именно эта тема – наболевшая, поэтому у нее внутри заскребут кошки.
Я не говорю, что не надо разговаривать. Просто так же, как есть селективное слушание (часто мы слышим только то, что хотим – «Что ты сказал? Ой, извини, не слышала»), так же и разговор должен быть пропущен через внутренний фильтр.
Как велика мудрость Всевышнего, записанная в Его Торе! Какими удивительными путями Он учит нас правильному поведению. В главе Ки Теце Тора пишет среди прочего о запрете пахать на быке и осле одновременно (Дварим 22:10). Почему? Потому что часть пищеварения быка – второе переваривание, то есть пища снова возвращается в рот, и бык снова пережевывает ее. И вот, бык и осел получили каждый свою порцию травы или сена. Осел поел и бык поел. Они выходят пахать – осел смотрит и видит, что бык снова что-то жует! То есть хозяин дал быку дополнительный корм! Осел начинает завидовать быку! И чтобы этого избежать – избежать зависти – Всевышний запретил пахать на быке и осле вместе. Отсюда мы можем выучить, что зависти следует очень избегать.
Кроме того, Мидраш на главу Ки Тиса (32:19) повествует о том, что первые скрижали, которые были даны при громах, и молниях, и звуках Шофаров, были разбиты именно потому, что их дали при большом шуме. То есть все действо было настолько громким и выдающимся, что это привело к разбитию скрижалей. Вторые скрижали были даны гораздо более тихо и скромно, поэтому они и существуют до сих пор, разве что мы не знаем, где.
То есть все, что делается с излишней помпой, имеет шанс быть разрушенным, разбитым. И, напротив, все, что делается тихо, скромно, вдали от шумихи – на этом может покоиться благословение, этому будет сопутствовать удача.
Тора учит нас обдумывать то, что мы говорим. Что-то хорошее из того, что у нас происходит, конечно, можно рассказать, но важные вещи лучше оставить самым близким – родителям, мужу, а не болтать о них. Насколько мы можем – избежать зависти, насколько возможно – избежать публичности. Конечно, не стоит подозревать всех знакомых в «дурном глазе», тем более что тот, кто в него не верит, на того он не действует, но все же Тора не пишет ничего напрасно.
Я от всей души желаю, чтобы вся ваша жизнь, дорогие мои, была наполнена только хорошим!
перевод и обработка г-жи Зисси Скаржинской