Глава Микец и Ханука
В Трактате “Недарим”, отвечая на вопрос, почему была потеряна Земля Израиля, говорится: “Потому что не говорили благословение на изучение Торы (перед ее изучением)”. “Бейт Аарон” поясняет, что здесь имеется ввиду следующее: есть два благословения – одно перед изучением (“Который выбрал нас… и дал нам Тору Свою”), а второе после. Во втором благословении мы прославляем саму Тору (“Который дал Тору Истины…”).
Какой смысл в этих двух благословениях? Ради чего человек учит Тору?
Ради того, чтобы узнать еще одну философию, или потому, что ему просто хочется насладиться еврейской мудростью? Нет, мы изучаем Тору, потому что это желание Всевышнего и мы выполняем Его заповедь. Потому и говорится в первом благословении “и дал нам Тору Свою“. Еврей учит Тору, выполняя заповедь, а не только ради наслаждения мудростью. Так, как можно изучать философию, математику и любые науки (и так учили и учат науки во многих странах и цивилизациях).
В греческой империи с большим уважением относились к науке, философии, искусству и тем, кто этим занимается. Вспомним, каким почетом были окружены греческие философы, а дети из лучших семей изучали науки, философию!.. Почему же греки были столь нетерпимы к еврейской мудрости и мудрецам? Греки, столь просвещенные и утонченные, прославляющие знания, (у которых была даже богиня мудрости) – преследовали и запрещали изучение Торы.
Вспомним, один из указов был: написать на рогах быков “Нет вам доли в Б-ге Израиля”.
Указ, казалось бы, странный и достаточно бессмысленный. Рав Хаим Фридлендер в своей книге “Сифтей Хаим” объясняет смысл этого указа следующим образом: “вбейте себе в голову (записывая, человек уясняет себе вещи куда лучше, чем произнося устно), что основа существования – это использование сил природы. Бык – символ сил природы, а рог более всего выражает силу быка. Иными словами, написав на рогах быка, вы внедрите в свое сознание и уясните, что “Нет вам доли в Боге Израиля”, что в мире правят силы природы, а человек, благодаря своему разуму использующий силы природы – настоящий хозяин и властелин мира!”)
(Не правда ли, нам, выходцам из Советского Союза, это что-то напоминает? Вспомним хотя бы фразу известного биолога Мичурина, ставшую лозунгом в СССР: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача”).
Таким образом, мы видим, что греки воевали не с изучением Торы, а с верой.
Изучение Торы, как еще одной философии, вполне их устраивало, а вот изучение Торы, как выполнение воли Всевышнего, как акт веры – нет. Именно поэтому, основные указы затрагивали основы веры – освящение месяца, брит мила, шаббат – для греков была нестерпима мысль о жизни человека, подчиненной желанию и воле Всевышнего, а не жизнь, как свободная философия. “Что прекрасно, то истинно”! Это была война между верой и отрицанием основ веры (“кфира” против “эмуна”), и она была опаснее других, потому что опасность была не всем и не сразу заметна.
В Египте, так же как и в Греции, процветало искусство, философия, науки.
Так же, как и в древней Греции, почетное место занимали астрологи и “мудрецы”, а египетская цивилизация считалась наиболее утонченной и развитой.
И в такую цивилизацию попадает Йосеф и, стоя перед Паро, говорит: “И отвечал Йосеф фараону, сказав: “Не я – Всесильный ответит“. А выслушав Паро, повторяет, “И сказал Йосеф фараону: Сон фараона один: что Всесильный сделает, то возвестил он фараону“. Раб, которого только что вытащили из тюрьмы, которому оказали “милость”, стоя перед тем, кто для любого египтянина олицетворяет материализовавшуюся в плоть одну из ипостасей древнеегипетских богов, дважды повторяет, что все, что он (Йосеф) скажет и все, что происходит в этом мире – от Всевышнего, лишь Его воля. (Не стоит забывать, что в непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение его воли ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина запрещалось).
Представьте себе, какая же сила воли и веры, какое бесстрашие должно было быть у Йосефа, чтобы произнести, что все от Всевышнего!
“Моя мудрость и знания – от Него”, говорит Йосеф Паро.
Необычность понимания, которое есть у Йосефа, что оно не просто мудрость, а нечто большее, замечает и начальник виночерпиев. Он говорит: “И снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился свой сон”. Он подчеркивает, что сон приснился в одну и ту же ночь, сны были похожи по своей “структуре” (не случайно это повторение “снился нам сон… мне и ему, каждому…”), и с помощью обычной астрологии толковать его было бы невозможно. Паро, вызвав Йосефа, говорит: “А я слышал про тебя, что ты понимаешь сон, как толковать его”, то есть, ты мудрее всех моих толкователей. И в ответ Йосеф говорит: “Это не мое”, то есть, я никогда не занимался астрологией, толкованием снов, все, что у меня есть – от Него, и только Он сможет ответить на сон фараона.
Таким образом, Йосеф подчеркивает, что есть Тот, кто управляет этим миром.
Согласно многим мидрашам, Паро, рассказывая свой сон, рассказывал его в разных версиях, чтобы проверить Йосефа, его умение. И когда увидел, что все это не влияет на него, то понял, что понимание Йосефа – от Всевышнего. Подобное признание было невероятно, и являлось огромным прославлением имени Всевышнего.
В мире, где абсолютно все верили, что все живое, сама жизнь – от реки Нил, показать, что нет, все – от Него и даже их Нил подчиняется Его воле, и в голод, который будет, Нил не поможет, а только Всевышний – это освящение Его Имени.
Советники, рабы, все, включая Паро, были вынуждены признать это и поставить Йосефа во главе Египта. “И сказал фараон рабам своим: “Найдем ли мы человека, подобного этому, в котором дух Всесильного”.
Йосеф не просто растолковал сны и получил награду, он прославил Его Имя. Это была победа Веры.
Победа Йосефа в Египте, над Египтом, была подобна победе маккавеев над греками.
В нашей недельной главе – один человек против огромной цивилизации, в Хануку – малая группа “фанатиков” побеждает не просто огромную и хорошо подготовленную армию, а привносит свет и силу веры в свое и следующие поколения. Являя собой доказательство и евреям (к сожалению, это зачастую еще важнее), и неевреям, что все в этом мире – согласно Его воле.