Кто они? Сара, Мирьям (единственная, о ком как о пророчице пишет Тора), Двора (о ней то же самое написано в Пророках), Хана, Авигайль, Хульда (о которой как о пророчице сказано во 2-й Книге Царей), Эстер.
Было немало и других женщин, имевших пророческий дар или получавших пророчество (Ривка, Рахель, Леа и др.), но о них не сказано так определенно – «пророчицы».
Сделаем небольшое уточнение, прежде чем перейдем к разговору о пророчицах. Очень важно понимать, что пророчество ни в коем случае нельзя путать с ясновидением, колдовством, ворожбой, гаданием и т.п.
Пророчество – это настолько высокий духовный уровень, что человеку становится открыто то, что сокрыто для других людей.
Добавим также, что нам названы семь женщин-пророчиц, и, наряду с ними, было 48 мужчин-пророков; соотношение примерно 1/7. Так мало женщин такого уровня! Значит те из них, кто достиг этих немыслимых высот, могут возгордиться?! По некоторым мнениям, чтобы такая опасность не возникала, всем женщинам, достигшим уровня пророчества, Всевышний дал какой-нибудь очень тяжелый изъян. Чуть позже мы это увидим.
Сара
Женщина, которая была первой из всех пророчиц, женщина, которая должна была стать праматерью еврейского народа… Как пророчица, она видела в себе эту предназначенность, но была сотворена без матки. Сара – первое звено в цепи из семи женщин-пророчиц, Эстер эту цепь замыкает. В чем-то эти две женщины очень похожи, а в чем-то противоположны (как крайние звенья цепочки, которыми она смыкается в круг).
Рассмотрим их сходство и различия.
Из всех женщин-пророчиц, упомянутых в Танахе, только две, Сара и Эстер, оказываются в домах нееврейских царей. Но положение одной абсолютно не похоже на положение другой. Сара выходит из Дворца фараона, а потом и из дворца Авимелеха, царя Плиштим, безо всякого нравственного ущерба (к ней никто так и не дотронулся!). Кроме того, ее одаривают богатыми подарками. Эстер остается во дворце царя Ахашвероша пожизненно, – это заточение.
Получается, что Сара обделена природой, а Эстер обижена судьбой.
Жизнь женщин-пророчиц полна символов и намеков. Приведем примеры.
Как-то рабби Акива, чтобы взбодрить своих учеников, спросил, почему Эстер царствовала над 127-ю государствами? Те не знали, что сказать. Казалось бы, логически напрашивался ответ: потому что Ахашверош царствовал над этими странами! Но нет! Рабби Акива сказал: «Потому что Эстер – потомок Сары. Ахашверошу достались 127 царств именно потому, что ему предназначено было стать мужем Эстер, наследницы Сары. А ведь Сара царствовала над своими 127-ю годами! Значит, и в царствовании Эстер должно было присутствовать это число!!!»
Есть спор о возрасте Эстер в момент, когда Ахашверош берет ее в жены. По одному из мнений, ей 74. Что значит, 74? Когда Тора впервые знакомит нас с Авраhамом, ему 75. И тут видна еще одна параллель между Эстер и Сарой с Авраhамом.
Другое имя Эстер – hАдаса. Гематрия этого имени 74.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.