Мы находимся в главе Ваишлах. Яаков авину посылает множество подарков и добрых слов своему брату Эсаву, но ничто того не переубеждает – грядет война. Эсав идет навстречу Яакову и 400 человек с ним. И здесь он видит еврейскую семью – такую впечатляющую семью Яакова. Удивленный, он спрашивает: «Кто они тебе?». Какая чудесная семья!
О Эсаве мы знали, что его семью нельзя назвать благополучной: первые жены его – дочери хитийцев, идолопоклонницы, потом Махалат дочь Ишмаэля. А его дети! Просто казни египетские! А тут он видит такую святость еврейского дома перед глазами – и тает. Настоящая война против Эсавов всех поколений – это сила еврейского дома. И это совсем не просто.
«И вышла Дина, дочь Леи, которую та родила Яакову, осмотреться среди дочерей той земли» (Берешит 34:1). Дина – представительница такого прекрасного еврейского семейства, она учится в «Бейт Яаков» (название еврейской религиозной школы) – она была первой, кто учился в Бейт Яаков (доме Яакова – прим. перев.). И как могло случиться, что такой Хамор (имя отца Шхема, в переводе – «осел» – прим. перев.) мог «говорить к сердцу девушки»? Как он мог говорить к ее сердцу, что он мог ей предложить?! Между ними ничего общего! Он ей совсем не ровня.
Судя по всему, быть единственной «девушкой из Бейт Яаков», когда никто в твоем окружении не так силен, как ты, – это ужасно тяжелое испытание. Есть сильнейший соблазн «выйти посмотреть на дочерей той земли». Они одеты иначе, они ведут себя совершенно по-другому. И попробуй остаться единственной «досит» (уничижительное для «религиозная»), единственной преданной традиции Дома Яакова.
Тот же конфликт мы видим в истории приближающейся Хануки. Матитьяу и его сыновья окружены митьявним («огречившиеся» – евреи, принявшие греческие повадки, а также идолопоклонство, и отрицавшие Тору). А Матитьяу и его сыновья должны оставаться единственными «досами» (уничижительн. от «религиозный»). Как устоять против такого давления общественного мнения? Как быть единственным в своем роде?
Для этого нужно, чтобы у семьи была гордость быть единственными, некий «командный дух». Тогда ничто не может «говорить к твоему сердцу», потому что твое сердце настолько наполнено, ты так уверен в том, что ты другой, но не «странный», а избранный.
И то же говорит Матитьяу своим сыновьям: вы избранные, привилегированные, вы отборная команда. Вы – Макабим! Вы – элита!
Комментатор Хида говорит, что об этом нужно молиться каждый день. Когда мы молимся «Шма», в разделе «Аава раба аавтану» («Большой любовью возлюбил Ты нас») перед «Шма» есть такие слова: «веяхед либену леаава улеира эт шмеха» – «и объедини наши сердца для любви и страха пред именем Твоим». Нужно иметь в виду при произнесении слова «веяхед» («и объедини») всех, кто отдалился от Торы, подумать о себе и о наших детях – о всех потомках до конца дней. Что такое «веяхед»? Это значит, чтобы у нас был «командный дух», «гордость избранных», чтобы мы понимали, что мы объединены своей особенностью.
Сразу после истории с Диной Всевышний говорит Яакову: «Встань, взойди в Бет-Эль и поселись там, и поставь там жертвенник Б-гу, Который явил Себя тебе, когда ты бежал от Эсава, брата твоего». То есть это было напоминанием: вспомни, что ты обещал двадцать лет назад: если все будет в порядке, и Всевышний даст тебе «хлеб чтобы есть и одежду чтобы надеть», ты построишь жертвенник и будешь рассказывать о проявленной к тебе милости, о чудесах, произошедших с тобой. Почему ты еще не сделал этого?
Нужно, чтобы наш дом был местом приятным, заманчивым, чтобы там рассказывали о чудесах. Местом, где дети каждый день говорят: «Слава Б-гу!», «Да возвеличится Его имя!», «Посмотрите, какое чудо Всевышний сделал нам сегодня!». Когда наш дом интересен и привлекателен для наших детей, кто иной, кто внешний сможет соблазнить их?
На этой неделе я даю вам домашнее задание. Сделайте «ханукат абаит» (освящение, обновление дома), то есть «перевоспитайте дом» (ханука – освящение и хинух – воспитание – однокоренные слова). Наполните дом рассказами о чудесах, произошедших с вашей семьей по милосердию Всевышнего. И тогда – кто сможет соблазнить ваших детей?! Они будут, словно суфгания (ханукальный пончик), наполнены, как маслом, чувством принадлежности к потрясающей семье! Разве можно засунуть в пончик еще хоть каплю масла? Разве они будут слушать, если кто-то попытается «говорить к их сердцу»? Сердце суфгании заполнено сладким джемом – сладостью вашего дома. Невозможно впустить туда ничьих сладких речей!
Да удостоимся мы наполнить сердца наших детей сладостью, любовью, чтобы они почувствовали себя избранными, с одной стороны, а с другой, неотъемлемой частью своей семьи!