Б-г сотворил физический мир за шесть дней.
(«Шесть дней – дело»). Маhараль проводит параллель между шестью днями творения и шестью гранями физических предметов. Любая физическая вещь имеет 6 граней – четыре стороны, плюс верх и низ. (В нашем восприятии окружающий мир трехмерен. Сегодня, с помощью математических моделей, можно представить уже не три, а десять измерений, и даже двадцать… Но это только теоретически, на практике такое непостижимо). В процессе Творения, Вс-вышний каждый день к уже сотворенному добавлял новую грань. Это то, что касается формы, наружного проявления, оболочки. Но, кроме того, каждая вещь имеет суть, содержание, то основополагающее и главное, что делает ее особенной, отличающейся от другой вещи. Мы говорим: это книга, это человек, это бутылка… Суть всего сотворенного мира — это Шабат, седьмое, то, что олицетворяет собой Святость мира, его Сущность.
Напомним, что в прошлый раз мы говорили, что потомки Йеhуды наделены той силой, которая необходима для приведения Шхины в физический мир. Буква «вав» (символ этой силы), присутствующая в имени Давида, имеет гематрию 6. По внешнему виду, графически, эта буква похожа на вертикальную прямую, как бы объединяющую верх и низ – духовный и физический миры. Символ Давида (звезда Давида, щит Давида) также имеет шесть лучей.
Когда впервые о Давиде рассказывают царю Шаулю, называют шесть его качеств (см. Книга Пророка Шмуэля, 1, глава 16, строка 18): «Вот я видел сына Ишайя из Бейт-Лехема, умеющего играть, человека войны, храброго, понимающего суть вещей, представительного, и Вс-вышний с ним». (Посчитайте — цифра 6!)
То, чего больше всего хочет Давид – это построить Храм.
Он говорит об этом в 132-м псалме: «Не дам сна своим глазам и дремоты векам, пока не найду места для Вс-вышнего». Тут как раз обнаруживаются различия между Давидом и Моше. Моше приводит Шхину на гору Синай, строит Мишкан (Переносной Храм). Присутствие Б-га ощущается всем поколением пустыни. Но Шхина над землей, а не в земле (Мишкан переносят, такой Храм еще не «врос» в землю). Давид находит место для Храма (до него информация об этом месте была зашифрованной; полученная от Моисея, она передалась из поколения в поколение, но только Давиду удалось ее расшифровать). Во всей Торе нет ни слова насчет Иерусалима, сказано только – «Место, которое изберет Себе Б-г». Раскрыв шифр на уровне знания, Давид хочет претворить знание в жизнь — возвести Храм.
Разве не удивительно, что Йеhошуа, преемник Моше, вводит еврейский народ в Израиль, освобождает Землю Обетованную от проживавших в ней семи народов, но место, где будет стоять Храм, не отвоевывает, оно еще долго остается в руках неевреев (ну прямо, как в наше время!). И только Давид завоевывает его! Больше того, он хочет, чтобы все было по закону и на века. Чтобы это место принадлежало всему народу, и не по праву завоевания, а по праву приобретения. Ведь завоеванное может быть отвоевано врагом, а купленное – принадлежит навсегда. Он собирает по 50 шекелей с каждого колена и за 600 шекелей покупает Храмовую гору. Он строит фундамент Храма, основу, а затем освящает это место, – навечно! Поэтому, даже тогда, когда Храм разрушают, место, где он стоял, не теряет своей святости.
Мир сотворен для того, чтобы жажда Вс-вышнего к восхвалению получала утоление.
И Давид утоляет эту жажду. Не зря он – правнук Рут! (Вспомните, Рут, «равая» – утоляющая жажду).
Кстати, здесь уместно вспомнить еще один важный момент, связанный с Рут. Когда она в ужасной нужде приходит к Боазу, он дает ей шесть (снова цифра 6!) ячменных колосьев. Всего шесть! Но ведь этого мало, чтобы накормить! Устное предание ставит вопрос: что имелось в виду? И отвечает: в семействе Боаза было известно, что в их роду будут шесть праведников, несущих в себе шесть определенных, свойственных праведности качеств. Одаривая Рут шестью колосьями, Боаз намекает ей на то, что именно она – носительница этих качеств, а значит, именно она заслуживает, чтобы они происходили от нее.
Так и случилось. Первый из них — ее правнук Давид. Следующие четыре названы в Первой Книге Пророка Даниэля (глава 1, строка 4), где сказано: «Царь Вавилона взял в плен четверых мальчиков из рода Давида… Их имена Даниэль, Мишаэль, Хананья и Азарья – дети без всякого изъяна, приятной наружности, постигающие любую премудрость, сведущие в знаниях, понимающие науку и у них есть сила стоять во дворце царя».
(Сосчитайте — 6!)
Шестой праведник из дома Давида – Машиах, прихода которого мы ждем. Как говорится в книге Пророка Йешаяhу (11 глава, 2 строка): «И будет у него дух Вс-вышнего (руах) – дух мудрости и понимания, дух совета и мужества, дух познания и страха перед Вс-вышним».
(Также шесть качеств!)
После того, что первый человек согрешил, Вс-вышний испортил в мире 6 вещей:
убрал свет с человеческого лица, лишил человека бессмертия, уменьшил его рост, изменил плоды земли и плоды деревьев, а также светила.
(Приведем лишь один пример этой порчи: изначально пшеница росла, подобно плодам, на деревьях, без плевел, готовая к употреблению. После греха – каждое зернышко стало нуждаться в отделении несъедобной части, а также в перемалывании, замесе, выпекании). С приходом Машиаха, все шесть испорченных вещей вернутся в свое первоначальное состояние. Сказано: «Когда придет Машиах, хлеба будут снова расти на деревьях».
Завершится Путь.
АДаМ: Адам-Давид-Машиах.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.