Однажды на съезде в Яд Элияу мне довелось, точнее у меня была заслуга, сидеть рядом с рабанит Кук из Тверии. И пока я ждала своей очереди, чтобы выступить перед аудиторией, я наблюдала, как к рабанит подходили женщины и просили благословения. Если подходила к ней женщина, которая говорила: «Мой сын отошел от религии», или «Моя дочь забросила цниют», рабанит говорила:
– Извините, дорогая, мне жаль, но я ничем не могу Вам помочь. Нет благословения на воспитание детей.
Я поразилась и спросила ее:
– Почему Вы не благословляете этих женщин? Они явно очень расстроены…
Она ответила:
– В воспитании детей не помогают благословения. Нужно разрывать небеса своей молитвой. Молитвой, которую называют «Тфила Шлема», цельная молитва.
Что такое «Тфила Шлема»? Наша недельная глава показывает нам, что такое «Тфила шлема», цельная молитва о детях. В главе «Толдот» мы сталкиваемся с очень неприятным, досадным открытием: твой ребенок совсем не таков, как ты себе представляла.
Ицхак так уверен, что его сын продолжает его путь, ту дорогу, которой он обучал. Ведь Ицхак «вышел молиться в поле», а Эйсав – «человек поля». Он ни на минуту не может себе представить, что источник этого – совсем иной. «И вострепетал Ицхак трепетом безмерно великим» (Берешит 27:33). Он как будто увидел Геином, разверстый перед Эйсавом!
Что же делать, когда вдруг обнаруживается, что ребенок, которого ты представлял себе хорошим, оказывается… далеким от твоих ожиданий? О таких детях молятся «Тфила Шлема», цельную молитву.
Цельная молитва – это молитва родителя, который перестал «хорошо знать» своего ребенка. У ребенка есть определенные склонности, у ребенка есть, не дай Б-г, некий синдром, его проверили и определили у него «это и еще другое»…
«И не распознал он его… И благословил он его» (Берейшит 27:23).
Может быть, это самые сильные слова в Торе. Когда Ицхак хочет благословить этого сына, он не уверен, он «не распознал», Эйсав это или Яаков. И он решает: я уже не знаю, что думать, у меня нет никаких предрассудков по поводу этого ребенка. «И не распознал он его… И благословил он его» – можно благословить цельным благословением, только если перестать «знать все» о ребенке, когда перестают думать, какие у ребенка наклонности.
«Но я же вижу, как он себя ведет!» – Скажет, например, мама. – «Что, скажешь мне закрыть глаза и не видеть?» Перестань все видеть и все подмечать.
А что делать? Нюхать, чуять. «И почуял он запах его одежд и благословил его, и сказал: Смотри, запах сына моего как запах поля, которое благословил Г-сподь.» (Берешит 27:27). Как можно увидеть запах? Ицхак решает, что сейчас он видит не глазами, он ощущает, чует.
Что такое «чувство обоняния»? Женщины знают, что, когда прыскают духами на кожу, нельзя сразу нюхать – запах слишком сильный, он выедает глаза. Нужно дать запаху выветриться, нужно подождать – тогда станет ясным истинный аромат. «Смотри, запах сына моего как запах поля, которое благословил Г-сподь» – И этот сын вернется в поле, где молился его папа. Его отец молился в поле, сейчас сын «человек поля», охотник, но он вернется на путь отца. Сейчас я не буду смотреть только на то, что находится в поле моего зрения. Я не буду нюхать запах, когда он только нанесен на кожу. Ицхак уверен, что у этого сына еще будет приятный аромат.
Что успокаивает Ривку, когда она идет спросить свой вопрос у Шема и Эвера (когда дети толкались у нее внутри, см. Берешит 25:22)? Что через много поколений будет в Эдоме Антонинус, друг Рабби, то есть праведники будут и среди потомков Эйсава.
Что успокаивает Ицхака? Он чует запах одежд сына и видит, что через много-много лет римляне вызовут человека – Йосеф меШита – о котором они будут думать, что он совсем пропащий, что ему ничего не стоит совершить любое преступление. [Они уговорили его зайти в Святилище и взять оттуда что-либо при условии, что он сможет забрать это себе. И он зашел и взял золотую менору. Однако римляне отказались разрешить ему забрать менору себе, ведь недостойно простому человеку владеть ей, и велели зайти еще раз – на этот раз он точно получит выбранную вещь. Но он отказался снова сердить Всевышнего, даже несмотря на то, что римляне предлагали ему все собранные налоги за три года. Они не простили ему упрямство и жестоко пытали перед смертью.] Йосеф меШита раскаялся и принял мученическую смерть как праведник, хотя о нем думали, что он злодей.
Это показывает нам, что не нужно «видеть» детей, только чуять, ощущать аромат, который станет ясным позже. «Запах сына моего как запах поля, которое благословил Г-сподь».
Да удостоимся мы праведных детей!