Уважение к отцу и матери – о чем можно просить родителей

просить родителей

Уважение к отцу и матери

36. Сын может просить родителей принести какую-то вещь или послать с поручением, но этим не стоит злоупотреблять. Все, что он может сделать сам или через третье лицо, не стоит просить родителей. Но если он сообщает им о своих нуждах или проблемах, в этом нет никакого нарушения, тем более что очень часто сами родители заинтересованы узнать об этом первыми и рады выполнить просьбы детей.

***
Шмуэль учился допоздна, и его мать очень часто засыпала в кресле в ожидании своего любимого сына. Как только открывалась дверь, она сразу бежала на кухню и подавала сыну заранее приготовленный ужин. Шмуэлю было не по себе от самой мысли о том, что его мать после тяжелого дня, вместо того чтобы идти спать, ждет его, готовит и накрывает на стол. Он обратился с вопросом к своему учителю. Тот, узнав все в деталях, сказал, что нет необходимости что-то менять, поскольку мать по-настоящему наслаждается вечерней встречей и совместным ужином с любимым сыном. Шмуэль должен с радостью принять помощь матери и добросердечно поблагодарить ее после ужина – ведь таким образом он оказывает ей уважение.

37. Разрешается будить отца, когда пришло время молитвы или чтения «Шма», но лучше попросить об этом другого. Чтобы избежать конфликта и не нарушить заповедь, сыну нужно заранее договориться обо всех деталях и вариантах со своим отцом. Нельзя также забывать, что обязанность молиться в определенное время – это постановление мудрецов, тогда как обязанность уважать своих родителей – это заповедь самой Торы.

38. Мнения мудрецов разделились относительно того, обязан ли сын выполнить просьбу родителей, когда это не связано с их личной выгодой или удовлетворением. Когда родители просят сына, например, начать диету или носить другую одежду, а для сына это неприемлемо, можно допустить, что Тора и в этом случае обязывает сына прислушаться к родителям, поскольку это не связано с ущербом или позором. Но можно посмотреть и с другой стороны. Обязать человека можно только к тому, что естественно для него и не причиняет неудобств и, тем более, страданий. Поэтому сын ничего не нарушит, если не станет соблюдать диету. В этом законе рассматривается много деталей, и малейшая неточность может привести к нарушению, поэтому, прежде чем отклонить просьбу родителей, нужно обязательно посоветоваться с опытным и грамотным раввином.

***
Это произошло много лет назад. Раби Шломо Блох получил письмо от своего друга, в котором тот просил зайти к знаменитому Хафец Хаиму с беспокоившим его вопросом: «Мне всего 26 лет, но из-за бороды меня принимают как минимум за сорокалетнего. Недавно отец прислал мне письмо, в котором велит сбрить бороду. Разрешается ли мне это сделать, когда речь идет о заповеди «уважать отца и мать»? Хафец Хаим не захотел отвечать на этот вопрос и направил его к раби Хаиму Соловейчику. Но прежде чем его знакомый ушел, раввин сказал, что может дать молодому человеку совет: написать отцу письмо, где будет сказано так: «Дорогой отец! Я понимаю, почему ты просишь меня сбрить бороду. Я уже давно ищу свою вторую половину, а мой внешний вид, по твоему мнению, отпугивает людей или, по крайней мере, дезориентирует. Но ведь я хочу найти девушку, которая не будет иметь ничего против моей бороды, а если я постригу ее, то не смогу найти ту, которую ищу…»

В любом случае, что бы ни попросили родители, допускается вести диалог и обсуждать с ними детали или причины происходящего. Даже если доводы сына не будут приняты родителями, никакой заповеди не нарушено.

Мы выражаем глубокую признательность автору раву Ицхаку Сильверу за право пользоваться переводом его книги “Пути мира и добра” на русский язык.