В продолжении благословения Яакова сказано: «Никогда не выпадет из рук Йеhуды жезл (власти), и закон будет идти от его ног». Значит, всегда из этого колена будут выходить цари, и всегда среди потомков Йеhуды будут знатоки Торы.
Мы еще не говорили о разных формах преподавания Торы
У колена Йеhуды есть Тора, у колена Леви есть Тора, у колена Иссахара есть Тора и у колена Нафтали есть Тора. И у каждого из этих колен есть своя задача в несении Торы.
Леви занимаются тем, что передают Тору следующему поколению. Всю свою жизнь они всецело посвящают Торе. Они свободны от службы в армии, свободны от работы. Они только могут сидеть, изучать Тору и обучать Торе других. По-другому Тора не может передаваться дальше. Колено Леви занималось передачей Торы, поэтому у него не было земли.
А колено Йеhуды занимается разрешением спорных вопросов с точки зрения законов Торы. Знатоки hалахи были в колене Йеhуды, а преподаватели – в колене Леви. Если кто-то из колена Йеhуды входил в состав Санhедрина — Раввинского Суда, то он был, как правило, его главой.
А вот для колена Иссахара (в дальнейшем мы будем говорить об этом подробнее) занятия Торой были нацелены на постижении ее связи с наукой. Колено занималось тем, как Тора воплощается в материальном мире. Была, скажем, какая-то практическая проблема, и был некий теоретический закон Торы, – они связывали то и другое вместе. Среди представителей этого колена были астрономы, врачи, выдающиеся ученые. Они постигали сложные науки, требующие больших усилий, внимания, сосредоточенности и скрупулезности. Их интересовала точность, они должны были дойти до самой сути, докопаться до глубины закона, чтобы наверняка знать, что и как делать. Эта работа была такого рода, о которой говорят «ломает кости». Нужно было обладать большой прочностью, чтобы делать то, что делали они.
А Нафтали, наоборот, занимался сладостью Торы. Он искал, как объединяются разные вещи, которые вместе дают красивую, целостную и стройную картину; как одно связано с другим, а то с третьим, а третье с четвертым, и так далее, и как все это вместе взаимосвязано, друг из дружки вытекает, давая «сладость Торы». Наф на иврите – сладость. Нафтали – от слова нафтулим, связывать. Ощущение сладости проистекает из того, что все связывается.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.