Он сын Эльканы. А Элькана — потомок Кораха(!). Предок Эльканы — один из тех сыновей Кораха, которые остались в живых и стали авторами псалмов 47, 48 и ряда других, известных как «псалмы сыновей Кораха».
По преданию, Корах был также в определенной степени пророком. И в этом заключалась одна из основных причин, побудивших его восстать против Моше и Аѓарона. Кораху было открыто, что в него заложена сила, равноценная силе Моше и Аѓарона, вместе взятых. Но он не понял, что эта сила проявится не в нем самом, а в его потомках. Точнее — в пророке Шмуэле (который считается равным по силе Моше и Аѓарону вместе).
Первая глава Книги Шмуэля, при чтении ее на иврите, открывает нам закономерности и связи, которые, к сожалению, совершенно теряются в русском переводе. Остановимся на этом.
Во-первых, в главе присутствует сдвоенность — здесь многое в двойном количестве: у Эльканы две жены; у Эли, главного священника, два сына… и прочее, и прочее…
Сделаем небольшое разъясняющее отступление, которое позволит нам более полно выявить тонкости этой сдвоенности.
В иврите есть три формы множеств: мужская форма, женская и парная.
Женское множество обозначается словом, окончание которого всегда «от». Например, одна девочка — ялда, две девочки или больше — еладот.
Мужское множество имеет окончание «им». Один мальчик — елед, двое или больше – еладим.
И третья форма, парное множество, всегда заканчиваем на «аим». Например, Эфраим на иврите образуемся от слова эфер — пепел, а два пепла — Эфраим. Эфраим — сын Йосефа. Давая ему имя, Йосеф сказал, что сам он и сын его — потомки пепла и пепла. Ведь если бы не воля Творца, его прадедушка Авраѓам сгорел бы на огне Нимрода, а дед Ицхак стал бы жертвой на жертвеннике Б-гу. И тот, и другой должны были превратиться в пепел!
Все остальные колена называются в единственном числе: Реувен, Шимон, Леви, и т.д…
Теперь вернемся к первой главе первой Книги Шмуэля.
Колено левитов не получило отдельного надела, оно было разбросано среди других колен Израиля. Однако, отец Шмуэля, левит Элькана, живет на территории Эфраима (так в его судьбе начинает играть роль сила сдвоенности). Более того, место, где у Эльканы дом, — гора Раматаим (сдвоенность усиливается!). Рассказывая о том, как Хана, бесплодная жена Эльканы, плачет, вымаливая у Б-га ребенка, автор не считает достаточным использовать слово «плакала». Он говорит: «Хана плакала-плакала». Когда Элькана дает ей порцию еды, это не просто «большая порция», но это «порция-порция» — апаим.
Почему это так, для чего?
Потому что от молитвы Ханы родится Шмуэль, который параллелен Моше и Аѓарону — двум людям, выполнявшим две разные функции и занимавшим две разные должности. Как личность, Шмуэль — сплачивает евреев между собой (миссия Аѓарона) и объединяет их со Вс-вышним (миссия Моше).
За свою жизнь он помажет на царство двух царей — Шауля и Дваида.
Отец Шмуэля, Элькана, — потомок пророка и пророк — сдвоенность. Его жена Хана — одна из семи женщин-пророчиц. Оба родителя пророки, — снова сдвоенность. У Шмуэля рождается два сына — сдвоенность. Один из сыновей Шмуэля, Йоэль, входит в число 12-ти малых пророков.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.