Праматери 12 колен – Леа

Леа

Строительство еврейского народа, всех его колен, было бы невозможно без наших праматерей, жен Яакова. Четыре его жены, – Леа и Рахель, и их служанки Зильпа и Бильhа, соответственно, произвели на свет двенадцать сыновей.

Качества характера и особенности личности каждого из детей Яакова во многом унаследованы от матери. С учетом этого, интересно посмотреть, как Тора описывает наших праматерей.

Говоря о Лее, Тора указывает на «мягкие глаза». Что имеется в виду? Ее глаза были прекрасны? В них светилась доброта? (О прекрасных женских глазах говорят: они – лучшая характеристика; их обладательница не нуждается в дополнительных проверках; женщина с такими глазами – верх совершенства!) Но, возможно, у Леи были мягкие глаза, потому что она много плакала?

Она действительно много плакала, не в силах принять уготованную ей судьбу.

Остановимся на этом подробнее.

Леа и Рахель – дочери арамейца Лавана. Эйсав и Яаков – сыновья Ицхака и Ривки, сестры Лавана. Две дочери тут, два сына там. Все говорят: старшая старшему, младшая младшему. Леа выходит из шатра и спрашивает людей, каков он, старший сын Ривки? И слышит в ответ: злодей. Она не хочет быть нареченной злодея. Она плачет и молит Вс-вышнего, чтобы дал ей другую судьбу, чтобы позволил не делить со злодеем жизнь. По преданию, уже тогда Леа овладевает искусством, которое в дословном переводе с иврита называется «веретеном разговора». Она все время занята этим: молится, просит, благодарит (о благодарности Леи – чуть позже). Ее потомки будут нести в себе ту же особенность: никакого отчаяния. Но если «нет» – тогда полное смирение. Во всех, даже самых страшных ситуациях, до последней минуты они не утрачивают надежды. Они молятся, вновь и вновь предпринимают попытки изменить решение Творца. Рахель и ее потомки, напротив, в совершенстве владеют «веретеном молчания».

Итак, Леа, зная, что назначена быть женой злодея, молится. Посмотрите, как велика ее молитва! И как действенна! Она, вопреки предопределенности, становится первой женой Яакова, рожает ему половину его детей, то есть в три раза больше, чем каждая из других жен. И, в отличие от других, ее хоронят рядом с мужем в Маарат ґа-Махпела.

Еще одна особенность Леи в том, что она то и дело выходит из шатра. Кому-то такое поведение может показаться нескромным? Лею подобное мнение не остановит. Позже она выйдет из шатра навстречу Яакову (произойдет это перед рождением Иссахара; подробнее остановимся на этом, когда будем говорить о каждом из колен). В итоге своих усилий, – выходит, плачет и молится, – Леа входит в дом Яакова и там остается.

Продолжение следует

Благодарим журнал “Голос Яакова” и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.