Общеизвестно, что еврейский народ составили двенадцать колен. Почему двенадцать, а не одно, не два, не пять, не восемь? Что означает «12»? Скрыт ли в этом некий замысел Б-га? Если да, то какой? Ведь у Авраґама и Ицхака было всего по одному продолжившему их путь сыну. У Яакова же сыновей оказалось двенадцать, и эти двенадцать превращаются в тринадцать, когда колено Йосефа делится на Эфраима и Менаше.
Нужно сказать, что число колен символично. Если внимательно проанализировать среду нашего обитания и наше духовное наследие (письменную и устную Тору), станет ясно, что «12» и «13» присутствуют повсюду. Например, еврейский год – целостный временной отрезок, состоящий из двенадцати, а иногда из тринадцати месяцев; каждый месяц имеет свою ментальность – погоду, настроение, присущие ему задачи и т.д. Год – единое целое, собрание, включающее в себя все это разнообразное «общество».
В те годы, когда двенадцать месяцев превращаются в тринадцать, добавляется не просто определенное число календарных дней (равное дополнительному месяцу), но нечто гораздо более значительное. Превращение из двенадцати в тринадцать можно увидеть и в молитве Амида. Она начинается тремя предварительными и завершается тремя заключительными благословениями – число тех и других неизменно. А вот с центральными, срединными благословениями дело обстоит иначе: изначально их в Амиде было двенадцать, потом стало тринадцать. То тут, то там прослеживается определенное тяготение к цифре тринадцать. С чем это связано?
Чтобы понять, нам придется с цифрами поработать. Во-первых, как образуется «13»? Из тройки и десятки. А что они собой представляют? «10» – это общество. Еврейский миньян (собрание мужчин, в котором молитва считается общественной и наиболее эффективной) состоит из десяти евреев. Если их 20, 30 или 50 – это уже не имеет определяющего значения. Именно 10 – основа общества.
Что же такое «3»? Символ единицы. Почему? Каким волшебным образом она возникает из тройки? Сейчас мы это рассмотрим.
«Два» в иудаизме – символ конфликта. Два – это всегда деление, спор. На второй день творения, когда вода была поделена на верхнюю и нижнюю, случилась первая за всю историю существования мира ссора. Нижние воды не желали соглашаться со своим положением, считая себя вправе быть наверху.
Между прочим, Лаван, подстроив женитьбу Яакова на не сосватанной им Лее, и только после свадьбы отдав ему в жены желанную Рахель, создал ситуацию, когда у его зятя оказалась не одна жена, а две, и этим заложил основу будущих конфликтов между евреем и евреем.
Но вот двое спорящих решают, что конфронтация ни к чему хорошему их не приведет. И договариваются объединиться. Возникает нечто третье, – общность, единение, союз. «3» – число, символизирующее единство. Конфликт исчерпан, и наступает продуктивная стабильность, – то есть состояние, дающее возможность развития. (То же самое можно увидеть на примере семейных пар. Поначалу мужчина и женщина существуют сами по себе, они – две самостоятельные единицы, две индивидуальности. Объединившись, они создают нечто новое, превращаются в единое целое, способное родить новую жизнь – ребенка, и в этом третьем проявляется единство двоих).
Еще один пример, демонстрирующий продуктивность тройки: праотец Авраґам символизирует милость, праотец Ицхак – суд, но только от третьего из праотцев, от Яакова, несущего в себе и суд, и милосердие (в сочетании, в единстве, они дают золотую середину), начинается еврейский народ.
Продолжение следует
Благодарим журнал “Голос Яакова” и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.