Пять “лишений”
Только один из установленных пророками постов продолжается целые сутки. Это пост Девятого Ава. Три других поста – семнадцатое Тамуза, третье Тишрей («цом Гедалья»), и десятое Тевета – начинаются рано утром, с появлением первых признаков зари (алот а-шахар), и оканчиваются вечером во время появления звезд (цэт а-кохавим).
Существует еще несколько различий между постом Девятого Ава и другими постами. В Девятое Ава, как и в Йом Кипур, действуют пять «лишений» — запрет есть и пить, запрет мыться, запрет умащать кожу, запрет на интимные отношения между супругами и запрет на ношение кожаной обуви (в остальные посты только запрет на еду и питье является обязательным).
Перенос поста с 9 Ава на 10
День девятого Ава может выпасть на субботу или на воскресенье. Если он выпадает на субботу (как в этом 5776 — 2016 году), то пост, равно как и все остальные запреты и заповеди, связанные с днем 9 Ава, переносится на следующий день, 10 Ава. В любом случае, когда пост выпадает непосредственно после субботнего дня, в его законах есть определенные послабления.
В обычные годы начиная уже с полудня 8 Ава у ашкеназов принято прекращать обычное изучение Торы и учить только материал, связанный с разрушением Храма и другими трагическими событиями еврейской истории. Изучают также законы траура, книгу Эйха и книгу Иова. Но если посту предшествует суббота, то разрешается изучать Тору как обычно. Тем не менее, совместное изучение Торы, уроки Торы, и тому подобное, следует посвятить темам, связанным с разрушением Храма или с постом 9 Ава.
Сеуда мафсекет в субботу
В субботу, непосредственно предшествующую посту, третью трапезу необходимо закончить до захода солнца, так как сразу же после захода солнца начинается пост. Конечно, предпочтительно закончить трапезу за несколько минут до заката. Поэтому молитву Минха нужно произнести достаточно рано, чтобы успеть спокойно поесть третью трапезу. Что касается специальной траурной трапезы, которую в обычные годы устраивают перед началом поста (сеуда мафсекет), в субботу не соблюдают связанные с ней традиции — не едят, сидя на полу и так далее.
Во время третьей субботней трапезы можно петь песни, при желании есть мясные блюда и пить вино. Если в трапезе участвовали трое совершеннолетних мужчин, то в конце произносят благословение зимун. Тем не менее, во время этой трапезы следует настроиться на скорбный лад и задуматься о предстоящем трауре по разрушенным святыням.
Когда 9 Ава в воскресенье
Когда 9 Ава выпадает на субботу или на воскресенье (в первом случае пост переносится на 10 Ава), запреты есть, мыться и умащать тело вступают в действие сразу после захода солнца. Но запрет носить кожаную обувь и сидеть обычным образом вступает в силу только после выхода звезд. Традиционно ботинки снимают после того, как ведущий общественную молитву произносит слово «Борху» в начале молитвы Маарив.
Снимать ботинки следует таким образом, чтобы не дотронуться до них руками. Тот, кому это сделать не удалось, не должен омывать руки водой (как делают обычно, дотронувшись до обуви) так как на этот момент уже действуют законы 10 Ава. Следует тщательно протереть руки материей.
Во многих общинах принято произносить вечернюю молитву несколько позже, чтобы дать людям возможность переобуться дома. Кроме того, члены общины получают возможность переодеться в будничную одежду, и благодаря этому, им не приходится произносить кинот в субботней одежде, что предпочтительно.
Авдала между субботой и постом
Авдала, которую обычно произносят на исходе субботы и праздников, откладывается до исхода поста. Поэтому очень важно на исходе субботы не забыть произнести вставку в молитве Маарив «Ата хонантану». На исходе субботы, перед тем как переодеться, также необходимо сказать «Барух а-мавдиль бейн кодеш ле-холь», «Благословен Тот, Кто разделяет между святым и будничным». Тот, кто не произнес хотя бы одну из этих формул, не имеет права совершать никакую запрещенную в субботу работу. И это относится к женщинам в той же степени, что и к мужчинам.
Единственная часть обычной Авдалы, которую произносят на исходе субботы — это благословение на огонь «боре меорей а-эш». Мужчины обычно произносят его в синагоге. Женщины, которые проводят пост дома, должны не забыть зажечь свечу и произнести на нее это благословение. Его можно произносить до утра.
По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Нехама», 4:8:1-8