ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА |
**
За пять минут до возвращения Давида Мира заставила себя встать с дивана. Остатки ужина все еще ждали на кухонном столе. Сквозь пелену тумана, охватывавшую ее, Мира стала автоматически убирать со стола. Она расставляла вещи по местам и напряженно думала. Спросить прямо? Завести беседу и выяснить косвенным образом? Успокоиться, и не говорить сразу? Говорить, даже если не успокоишься?
Резким движением Мира открыла кухонный шкафчик. Зеленый пакетик свалился с полки, и его содержимое рассыпалось по всему полу. Белые таблетки покрыли пол, как хлопья снега. Белые таблетки. Вот они где!
Зеленый пакетик. Надпись на нем: “Леденцы без сахара со вкусом мяты”. Мята. Уже не первый год Давид ездит в вечерний колель, и всегда берет с собой мятные леденцы. Без них в поездке его мучают тошнота и головная боль. Уже несколько лет… Всегда они были круглыми и плоскими, желтоватого оттенка. Ну а сейчас – они белые, и их форма напоминает овальную таблетку. Как ей пришла в голову такая чушь? Такие дурацкие мысли? Как она могла думать такое о своем муже? Да как вообще можно годами скрывать такую тайну? Мира, очнись!
Мира наклонилась, взяла одну конфетку, сказала благословение и положила конфету в рот. Просто не верится, что она без сахара. Такого сладостного вкуса Мира в жизни не ощущала!
Послышался стук в дверь. Давид всегда предпочитал стучать, а не звонить, особенно поздно вечером, когда резкий звонок может испугать или взволновать обитателей дома. А в этот вечер Давиду было особенно важно, чтобы Мира была в спокойном состоянии. Он решил, что сегодня просто обязан рассказать ей о происходящем. Так пусть хотя бы первый момент, когда он зайдет в дом, будет безмятежным и приятным.
Когда Мира наконец пришла в себя и подошла к двери, Давиду пришлось убедиться, что момент может быть приятным, хотя и вовсе не безмятежным.
Может быть, это было такое радушное и такое обычное приветствие, может – лицо человека, из-за которого она так переживала в последние несколько часов, а может быть, просто долго сдерживаемое напряжение, смехотворный конец и угрызения совести – все это прорвалось и вылилось в поток неудержимых рыданий.
Давид был потрясен. Было уже, было – но не так. Были покрасневшие глаза, были слезы. Тонкая струйка, сдавленный голос, прерывистые вздохи… Но такое???
Прошло немало времени, пока Мира успокоилась и с редкой откровенностью поделилась с героем истории тем, что произошло вечером. Еще во власти эмоций, одновременно плача и смеясь, Мира бросила и такую фразу:
– После такого вечера, мне кажется, меня уже ничего не может вывести из себя!
Давид напрягся.
– Ты уверена?
– Уверена!
– Вообще ничего?!
– Точно!
Давид положил шляпу на стол, налил себе стакан воды и сказал, как будто невзначай:
– Может, действительно пришло время рассказать тебе…
Мира на секунду побледнела, но ее собственные слова еще звучали в ее ушах, и она продолжила слушать, не произнося ни слова.
– Помнишь, мы подписали гарантию соседу?
– Конечно.
– Так вот, на данный момент он очень запутался, и пока он решит свои проблемы, банк рассматривает в качестве главных гарантов – нас.
– То есть?
– То есть, на данный момент мы должны будем организовать у себя как бы гмах[1], собрать всю сумму и отдать, а в тот момент, когда Всевышний решит, что мы должны получить ее обратно – мы будем очень рады этому вкладу. Он никогда не будет лишним.
В тот момент, когда Давид закончил говорить, он вспомнил, что ведь на самом деле он должен был сформулировать все это по-другому, вздыхать и проявлять тревогу о будущем. Но сейчас Давид убедился, что не всегда можно спланировать беседу заранее. Не каждый совет подходит для каждой ситуации. Видимо, здесь вмешалась интуиция.
Для этого и есть у каждого человека, в той или иной степени, разум, способность мыслить и чуткое сердце. Все хорошие идеи и советы должны пройти через это сито. Просто декламировать фразы из самой прекрасной лекции, не обработав их и не применив в нужный момент – может быть тяжелой и болезненной ошибкой.
В данном случае было приготовлено Свыше совсем другое решение. Да, для Миры именно это испытание было очень тяжелым. Тем не менее, будучи верной своим словам, она сумела воспринять новость о свалившемся на них долге достойно, осознавая, что все-таки это лишь деньги, лишь материальный ущерб.
Супруги перешли к обсуждению способов решения этой проблемы. Давид вдруг обнаружил, что его жена умеет четко и хладнокровно мыслить, а Мира обнаружила, что ее муж может быть озабоченным и неравнодушным к происходящему с ними. Вне всякого сомнения, этот вечер, несмотря на все потрясения, был для них обоих и для каждого в отдельности глубоким и важным переживанием.
ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА |
[1] ГМаХ (аббревиатура от ГМилут Хасадим – добрые дела) – организация, выдающая нуждающимся беспроцентные денежные ссуды. Существует огромное количество различных гмахов: это могут быть не только денежные ссуды, а и бесплатная раздача одежды, продуктов; есть гмахи, где можно взять взаймы или купить за копейки мебель, электроприборы, другие вещи (чаще всего б/у).