Недельная глава Беhаалотха – Бремя – это подъем

подъем
Недельная глава объединяет следующие темы: законы о храмовой меноре, подробности о порядке движения евреев по пустыне, заповеди праздника Песах, недовольство среди евреев – просьба о мясе, кара нечестивцев (съевших перепелов), лашон hара Мирьям и наказание за него.

О, эти жалобы! Почему мы жалуемся? Потому, что нам кажется, что мы работаем для кого-то. Я всем нужна – и сразу! Они забирают все мои силы! Это отчаяние и есть причина наших жалоб и …бунта.

А недельная глава учит нас, что это не ярмо (оль), это «твое восхождение», беhаалотха. Если понять, что это ярмо (עול) и есть твой подъем (עלי’ה), это задание специально для тебя – ты вовсе не делаешь это для кого-то!

Многажды объясняется в мидраше, почему, например, все фитили повернуты к центру меноры – показать, что Всевышний не нуждается в нашем свете (ведь для освещения лучше, когда все фитили развернуты в разные стороны). Так же и окна в Храме – внутрь они сужаются, а наружу расширяются, чтобы свет святости выходил наружу.

Неужели кто-то думает, что Всевышнему нужны наши заповеди? Видимо… да, так и есть. Раз нам приходит в голову, что можно как бы «наказать» Его (не дай Б-г): сегодня я не буду молиться, сегодня я не буду читать Теhилим. Ведь мы уверены, что делаем это для кого-то другого. И это делает заповеди тяжелейшим бременем. А Всевышний говорит: все, что вы делаете – для вашего же собственного духовного подъема, я не нуждаюсь в ваших заповедях.

А что происходит, когда жалуются? Например, начинают вспоминать, ностальгировать: как было хорошо раньше, как было здорово, когда я была молодая… Нельзя забывать, что в иврите, в святом языке, корни слов связаны друг с другом. Например, слово צעיר – молодой – связано со словом צער – горе, а также со словом מיצער – немного, чуть-чуть (получается, будто бы у молодых и горя мало).

Как глупо выглядят те из народа Израиля, которые сидят и вспоминают: как же хорошо было нам в Египте! «Кто накормил бы нас мясом! Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бамидбар 11:4). «Сидели мы над котлом с мясом и ели хлеб досыта». И только мидраш открывает нам, что значит «над котлом с мясом»: египтянин ловил барана или оленя, резал его, разжигал огонь под котлом и варил. Для себя! Он вовсе не собирался делиться с евреями! А евреи смотрели на это и ели… лишь хлеб. То есть они действительно сидели возле котла с мясом, но ели-то они только хлеб свой.

Каким образом, каким ложным редактором фотографий мы вдруг окрашиваем прошлое в розовые цвета? Еврею нельзя ни при каких обстоятельствах скучать по прошлому. Как хорошо, что прошлое остается в прошлом.

Не говори, что первые дни были лучше этих, и что мир уходит в никуда. Чем дальше мы движемся по жизни, тем больше видим, что истинный мир стремится к нам (ба элейну, בא אלינו) – hаолам hаба (העולם הבא).

Не нужно жаловаться, не нужно плакаться. Каждое дело – это еще один подъем. Не нужно скучать по прошлому – может быть, стоит тосковать только по тому, чего мы еще не достигли.