О битве Яакова и ангела Эсава написано «ваиватер Яаков левадо» (Берешит 32:25) – «И остался Яаков один».
Это суть последнего изгнания – изгнания в среде Эсава (Рамбан). Первые галуты схожи тем, что изгонялась большая часть народа одновременно. И в начале галута Эсава все гонения были коллективными, люди ощущали, что беда приходила на всю общину – изгнание из Испании, изгнание из Франции, хмельнитчина…
Но чем глубже мы погружаемся в это изгнание, тем сильнее люди ощущают себя левадо – одни, ощущают свое одиночество. Это галут для одиночек, неприкаянных. «Меня никто не понимает».
Нужно бороться с этим ощущением – нужно стараться объединяться. Не в сообществах социальных сетей, где объединение людей призрачно, как воздушный замок – объединяться в реальной жизни. Этим мы будем приближать геулу – избавление.
Единство избранного народа – это, прежде всего, «Кудша брих hУ, Орайта веИсраэль – хад hу» – «Всевышний, Тора и еврейский народ – едины». То, что нас объединяет, это не «зов крови», это «Голос возлюбленного» (Шир аширим 5:2).