Шлиссель хала (Ключ-хала) – это известная сгула на парнасу, достаток.
Существует обычай, по которому в первую субботу после окончания праздника Песах, когда благословляется наступление месяца Ияра, в ходе шаббатней трапезы едят две халы, испеченные в форме ключа и посыпанные кунжутными зернами — в память о мане, который начал выпадать в Ияре. Этот хлеб напоминает нам о чуде пропитания маном, которое явил Вс-вышний евреям в пустыне, а также о «ключе к благосостоянию», находящемся в руках Вс-вышнего, и ни в чьих других.
Когда мы печем шлиссель-халу, это самый подходящий момент, чтобы помолиться о пропитании. Когда же мы едим ее в Шаббат, мы выражаем этим свою надежду на то, что Всевышний откроет этим «ключом» Свою сокровищницу, отворит ворота Небес[1] и щедро одарит нас.
Этот обычай — шлиссель хала — напоминает нам, что несмотря на все наши усилия, пропитание все же зависит от Творца.[2]
Почему этот обычай мы делаем именно в Субботу и именно с халой? Суббота является источником благословения. А халы символизируют хлеба, которые лежали на столе в Храме, и являлись символом пропитания.
Рецепт теста для хал можно найти тут
Другое объяснение для обычая печь ключ-халу приводится в книге «Оhэв Исроэль»: одной из причин являются события, произошедшие в первые дни после того, как Йеошуа взял на себя руководства народом Израиля (после смерти Моше-рабейну). Написано в «Книге Йеошуа» (5:11-12): «И на следующий день Песаха (день после принесения пасхальной жертвы – прим пер.) стали они есть плоды земли этой, опресноки и поджаренные зерна, в самый тот день. И перестал падать ман на другой день после того, как стали они есть плоды земли, и не было более мана у сынов Израиля, а ели они плоды земли кнаанской в тот год». После смерти Моше-рабейну ман перестал выпадать, однако чудесным образом он еще оставался в сосудах, использовавшихся для хранения мана. 16-го же Нисана ман перестал появляться совсем. До этого момента евреи не должны были заботиться о своем пропитании, так как ман выпадал в нужном количестве каждый день. Это было открытое чудо. Теперь же каждый человек должен был трудиться, чтобы обеспечить себя и свою семью. Поэтому в Субботу после Песаха мы просим Творца вспомнить, как Он открыл ворота Небес и обеспечил пропитание всего народа Израиля в дни Йеошуа бин Нун.
Да удостоимся все мы пропитания, достигаемого с легкостью, а не со страданиями. С почетом, а не с позором. Разрешенным образом, а не запрещенным. Для того, чтобы иметь возможность служить Творцу и изучать Его Тору!
[1] То место на Небесах, откуда в наш мир спускаются благословения, аллегорически описывается, как находящееся за «воротами». В наших молитвах («Авину малкейну», молитвах Рош а-Шана и Йом Кипура и других) мы просим Всевышнего открыть нам врата Небес для того, чтобы наши молитвы могли пройти к Нему.
[2] Очень важно не забывать, что весь материальный достаток только от Творца и только Он может отворить врата Небес для того, чтобы осыпать нас своими благословениями. Понимая это, мы должны обратится ко Вс-вышнему с просьбами открыть для нас эти врата!