Ожидание, чаяние, предвкушение – одно из самых характерных состояний человеческой психики. Человек так устроен, что не может почувствовать всю ценность вещи, пока не испытает в ней недостатка. Отсутствие, трудность достижения, необходимость ждать усиливают желание и обостряют радость обретения.
Труднодостижимое для человека особенно заманчиво. Именно по этой причине человек придает меньше значения тому, что у него постоянно «под рукой». То, к чему мы привыкли, доставляет нам гораздо меньше удовольствия, чем что-то новое. Так что ожидание и чаяние – весьма важная составляющая в создании эмоциональной связи между человеком и объектом, к которому он стремится[1].
При том, что все мы хотим глубоких и прочных семейных отношений «на всю жизнь», мы, как известно, весьма часто попадаем в сети привычки и рутины, которая обедняет и разрушает отношения. Спросите у женатого человека, ощущает ли он разницу между своим чувством к жене после двухнедельной разлуки, скажем, после командировки, и своим обычным к ней отношением, и ответ можете предвидеть заранее. Стало ли чувство после разлуки острее и интенсивнее? Ответ очевиден.
В предыдущих главах мы провели параллель между четырьмя временами года, этапами месячного цикла у женщины и еврейскими законами семейной чистоты. А теперь, обратясь к присущему человеку чувству ожидания, поищем путь углубления отношений и укрепления внутренней связи между супругами в соответствии с еврейскими законами, которые ведут супругов к единству, помогающему им «возделывать и охранять» мир, где они обитают.
- Весна. Ожидание
В «семь чистых дней» не реализуемое влечение друг к другу и ожидание встречи после окунания усиливает связь между супругами.
- Лето. Обретение
Супругам вновь разрешены интимные отношения, они ощущают обновленную нежность и любовь друг к другу, радуются друг другу и соединяются друг с другом во всей полноте чувств, как жених и невеста в день свадьбы.
- Осень. Обладание чаемым
Правильная интимная жизнь продолжается, близость по- прежнему радует супругов, им хочется наслаждаться этой радостью как можно полнее, во-первых, потому, что они так долго ее ждали, а, во-вторых, потому, что ей отведен определенный срок, время ее ограничено – до следующего периода ниды.
- Зима. Перерыв в интимных отношениях
Перерыв в физической близости, временная остановка в отношениях не позволяет воцариться в них рутине и однообразию. Все усиливающееся чувство ожидания готовит супругов к следующему этапу отношений. А имеющиеся сейчас в их распоряжении возможности словесного и эмоционального контакта укрепляют и развивают между ними взаимопонимание и взаимоуважение, чувства высокие и более устойчивые и универсальные, чем радость физической близости.
Со дня свадьбы и на всю жизнь
Начало семейной жизни всегда окрашено особым волнением и радостью. Жених и невеста мечтают о полноценном партнерстве, глубоком единении, эмоциональной близости, которая будет продолжаться всю жизнь. Но мир так устроен, что эти возвышенные чувства и стремления со временем слабеют, а то и вовсе исчезают. Жизнь утрачивает новизну, и чувствам нечем питаться. Муж и жена начинают ощущать, что пылкая любовь, которую они еще вчера испытывали друг к другу и на которую надеялись в будущем, не есть что-то простое и самоочевидное. Почему? Куда уходит любовь?
Сказанное справедливо и по отношению к физической близости, а это ведь не только телесное наслаждение, это сущностная часть семейной жизни, укрепляющая связь между супругами. И она со временем тускнеет, не дает прежнего удовлетворения и даже начинает приносить разочарование.
Неужели так и сдаться, уступить всесильной рутине? Нет. Если мы хотим быть счастливы, мы должны выпутаться из ее сетей. Мы должны укреплять и строить любовь и ощущение причастности друг к другу постоянно, даже спустя многие годы совместной жизни. Об эпизоде из Торы, когда в виде трех путников к нашему праотцу Аврааму, несколько дней назад сделавшему обрезание, являются ангелы, мудрецы говорят: ангелы при Аврааме похвалили Сару, его жену, «чтобы сделать ее еще милее в глазах мужа»[2], то есть усилить его любовь к ней. А ведь речь идет о людях, можно сказать, даже не пожилых, а старых. Это учит нас, что чувства между супругами должны постоянно развиваться и обновляться, сколько бы они ни прожили вместе и каких бы преклонных лет ни достигли[3].
Как же избежать рутины и однообразия в семейной жизни?
Связь между мужем и женой питается «ожиданием». Перед свадьбой и сразу после нее супруги исполнены ожиданий и надежд по поводу новой строящейся жизни. Но с течением времени, когда жизнь обретает устойчивые формы и счастье жить рядом становится привычным, радость и волнение от ощущения «вместе» постепенно гаснут.
На первый взгляд это кажется неизбежным. Но, как мы видели выше, законы Торы в области интимной жизни позволяют избежать серости и привыкания. Указания Торы относительно интимной стороны брака мудрецы объясняют так: будьте запрещены друг другу в период ниды, чтобы после окунания к вам вернулось то взаимное влечение, которое вы испытывали, вступая под свадебный балдахин[4]. Итак, мы располагаем замечательным инструментом, который каждый месяц возвращает нам те высокие и радостные чувства, те сильные ощущения, которые мы переживали в день свадьбы!
Уже в самом начале первой книги Пятикнижия – «Берешит» – Тора дает нам понять, какое важное место в мироощущении человека занимает ожидание. Творя животных, Всевышний сразу создал их парами, самца и самку каждого вида. Человек же, в отличие от них, был сотворен без пары. Сказано в Торе: «И сформировал Г-сподь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему. И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел помощника соразмерно ему»[5]. Только тогда, когда человек понял, ощутил, как ему не хватает партнера, «навел Г-сподь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. И отстроил Г-сподь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы сему быть) женой, и привел ее к человеку»[6].
Почему человек был отличен от всех других созданий? Почему он сразу не был сотворен в «комплекте», в полноте? Одно из объяснений таково: Всевышний знал, что, лишь ощутив отсутствие спутницы, испытав потребность в целостности, которую может дать лишь союз с женой, почувствовав влечение к ней, человек сможет по достоинству оценить этот дар[7].
Представим себе на мгновение, что мир устроен так, что человеческий детеныш – ребенок – достигает зрелости и самостоятельности не через двадцать лет, а уже через месяц после рождения, так что вырастить и воспитать его почти не стоит труда. А теперь подумаем: какая связь между ребенком и родителями сложится при таком положении дел? Да никакая. Для того, чтобы между ребенком и родителями установились отношения, которые всем нам знакомы и дороги, необходимы долгие годы, наполненные нелегким трудом его воспитания, обучения, заботы о нем. И никакой замены и альтернативы этому многолетнему труду и ожиданию нет. Глубинную связь между ребенком и родителями порождает только труд в сочетании с ожиданием результата, который каждый раз оказывается чем-то новым.
Подобно этому прочная связь между супругами может быть построена только при наличии момента ожидания и обновления на протяжении всех лет супружеской жизни. Надо сказать, что многие пары, спустя несколько лет после женитьбы начавшие соблюдать законы чистоты семейной жизни, с воодушевлением рассказывают о радостных изменениях и о новой жизненной силе, которую они ощутили в своих отношениях.
[1] Об этом феномене написано немало, ибо он проявляется во всех областях нашей жизни, от человеческих отношений до профессиональной сферы и сферы бизнеса.
[2] Талмуд, трактат «Бава мециа», 87а.
[3] Эту мысль высказал в одной из своих лекций рав Шломо Вольбе. Рав Ш. Вольбе родился в Берлине. Долгое время был духовным руководителем ешивы «Беэр Яаков», а затем – ряда религиозных учебных заведений в Иерусалиме. Умер в Иерусалиме в 2005 году.
[4] Талмуд, трактат «Нида», 31б. В нашей книге это объяснение упоминается также в главах 4 и 14.
[5] Берешит, 2:19-20.
[6] Берешит, 2:21-23.
[7] См. Раши на Берешит, 2:20. Раши (рав Шломо Ицхаки) – один из крупнейших комментаторов Торы.