Глава Пкудей – странная глава, ведь с первого взгляда кажется, что в ней нет нужды. Все эти темы уже обсуждались в главах Трума, Тецаве и в Ваякель. Так зачем повторять еще раз все то же самое в главе Пкудей?
Только для одного: очистить Моше рабейну от всех подозрений. Кто же его подозревает? Народ Израиля. Ведь был временной промежуток между приношением трумот и самим строительством Мишкана. Люди говорили: «Мы дали ему золото, серебро, ткани – мишкан все еще не построен. Что же он делал со всеми этими средствами?»
«И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер» (Шмот 33:8). Так написано в главе Ки тиса. Наши мудрецы говорят здесь, что, глядя вслед Моше рабейну, люди думали ужасную вещь: «Смотрите, какие толстые у него ноги! Ясно, что он ест из наших средств. Не иначе как он взял все эти приношения и использовал их на себя». Как это ужасно! Какие отвратительные мысли!
Но именно так думаем и мы – многие из нас, даже если неосознанно. Мы все время подозреваем Всевышнего, говоря: «Мы же вложили, мы же принесли! Мы молились, мы преодолевали себя, мы принимали на себя хорошие обещания, мы давали цдаку! Где же все это?! Где наш Мишкан, почему он еще не построен? После всех этих молитв и всех наших приношений – Ты, Всевышний, стал гораздо «больше»! Ведь множество людей стоят в молитве – вся огромная площадь перед Котелем заполнена народом. «Во множестве народа – величие царя» (Мишлей 14:28). Ведь Твое Имя возвеличивается от всех этих молитв, и просьб, и хороших поступков. И где же наш Мишкан (наш Храм)?»
Всевышний отвечает: каждая молитва, каждый хороший поступок, каждое самое маленькое продвижение ко Мне, даже каждые полшекеля – они ваш вклад (пикадон – корень п-к-д, как и пкудей), хранящийся у Меня. Вклад, который растет с каждым разом. Это и есть глава Пкудей. Нет такого хорошего деяния, которое не было бы сохранено на Небесах в большом общем вкладе. Как ужасно, что вы Меня подозреваете! Разве Я вас подозреваю? Ведь Я дал вам здоровье, место для жилья, семью – делаете ли вы с этими подарками – вкладами – то, что Я ожидаю от вас? И все же Я принимаю вас такими, какие вы есть, и люблю вас такими.
В прошлый шаббат в недельной главе мы читали повеление о том, что каждый должен дать полшекеля. Это так мало, просто ничтожно мало. Но для Всевышнего это имеет такое большое значение, так же, как и наши маленькие хорошие поступки. И каждый – вложен в строительство Мишкана. Но это действительно займет время.
Эта глава учит нас определению верности – неэманут. Человек верный, преданный – это не тот, которого не подозревают, а тот, который сам не подозревает. Это умение ждать, потому что, в конце концов, Мишкан будет построен.
У кого мы учимся такой верности? У Иерусалима. Про Иерусалим написано кирья неэмана (что-то вроде «верный городок»). Почему? Мидраш рассказывает про одного купца, который приехал в Иерусалим продать свой товар и не продал ничего. Рассердившись, в сердцах он сказал: «И это тот город, про который сказано «Радость (всего) мира»? Вовсе не радостно здесь – я так ничего и не продал!». Не прошло и часа, как все его товары были проданы. Тогда он сказал: «Прекрасная видом, радость для всего мира!».
Иерусалим учит нас, что здесь, в земле Израиля, нет мгновенных дивидендов на твои вклады. Мишкан не будет построен моментально. Нужно увидеть всю картину, весь вид. Всю картину можно объять взглядом только издалека.
Поэтому у Иерусалима «древние глаза» – эйнейа атикот. Сколько людей видел этот город, сколько властителей, сколько политиков, сколько митингов и шествий. Но город остается неэмана – верным, умеет ждать. Скоро-скоро будет построен Мишкан – место вечного пребывания Всевышнего.
Дай Б-г нам всем обладать глазами Иерусалима, глядящими далеко и терпеливыми, а еще верностью и верой Иерусалима.