Известно, что он был пророком в период царствования Йошияу. В это же время жили пророки Эрмияу и Хульда.
Мы уже отмечали выше, что в очень сложные, переломные периоды истории Всевышний посылает евреям трех пророков. Так было, когда евреи становились народом – во главе вышедших из Египта встали три вождя: Мирьям, руководительница женщин, Моше, вождь элиты, и Аарон — для простых людей.
Во время разрушения Храма Творец также послал народу трех вождей (три силы).
Ими были: Хульда — руководительница женщин, Цфанья — вождь высокопоставленных евреев (корень слова Цфанья — цапун — прятать, скрывать; он сидит в доме учения, не на виду) и Эрмияѓу — предводитель масс, понятый самым простым людям. Он стоял в центре базарной площади, и речи его были просты и доступны.
Пророк Цфанья происходил из очень важной семьи. Мы знаем, кто был его отцом, дедом, прадедом… То есть он — сын пророка, сына пророка, сына пророка и т. д.
Такой длинной родословной нет больше ни у одного другого пророка.
Интересен контекст, в котором упоминается Цфанья в книге пророка Миха. Приведем цитату (глава 5, стихи 4-5): «…Когда придет Ашур в страну нашу и когда будет топтать дворцы наши, поставим против него семь пастырей и восемь властелинов… И сокрушат страну Ашура мечом и страну Нимрода в воротах ее…»
Под «пастырями» подразумеваются: Адам, Шет и Метушелах (они сгруппированы справа, со стороны Милосердия, и до Потопа); Авраам, Яаков и Моше (слева, со стороны Суда, и после Потопа); Давид посередине — как центр.
Все «пастыри» — это символика исправления мира в целом, – тех его качеств, какие он приобрел до потопа, и тех, какие он приобрел после, Давид — центральный символ всего исправления.
«Восемью властелинами» (или принцами) являются люди второго уровня: Ишай, отец Давида, Шауль, Шмуэль, Амос, Цфанья, Цидкияу (последний царь иудеи), Машиах и Элияу. Цфанья в этой группе.
Пророк Цфанья говорит от имени Всевышнего следующее (глава 3, стихи 6-7): «Истребил Я народы, опустошены углы (башен) их, разрушил Я площади их, никто не проходит (по ним)… Думал Я: верно будешь бояться Меня, примешь назидание… Но спешили испортить все деяния свои».
Устами пророка Всевышний объясняет еврейскому народу, что, любит и жалеет его, и потому посылает наказание другим народам — в надежде, что евреи поймут, как не нужно себя вести, – поймут и одумаются. Но евреи не делают выводов, и приходится их больно наказывать.
Пророчествует Цфанья и о неевреях (глава 3, стих 9): «…изменю Я язык народов, сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно». Это пророчество об окончательном завершении того суда, который начался разрушением Вавилонской башни. Грядет единение народов во имя одной идеи, когда все говорят на разных языках, но полностью понимают друг друга.
Болезнь Вавилонской башни будет излечена.
продолжение следует