Перейдем к самой Книге 12-ти малых пророков. Ее открывает Книга пророка Ошеа.
По преданию, он из колена Реувена, первенца Яакова. Получается, что в книге 12-ти пророков потомку Реувена, Ошеа, тоже отведена роль первенца.
Отец Ошеа, Беэри, накануне изгнания евреев из Израиля был вождем колена Реувена.
У нас есть предание, что Беэри также был пророком (иначе имя его не было бы упомянуто). Ему принадлежало немало пророчеств, но их актуальность относилась к тому времени, в которое он жил, поэтому в большинстве своем его пророчества не были записаны, за исключением двух, которые в виде цитат вписаны в книгу Йешаяу.
Книга Ошеа начинается с информации о том, кто такой Ошеа и кто его отец, а потом идет указание, к какому периоду относится пророчество Ошеа. Упоминаются имена царей Иудеи и Израиля, царствовавших в конце существования Израильского царства, перед захватом его Ассирией (Ашуром) и изгнанием евреев на восток.
Нужно отметить, что цари упоминаются не всеми пророками. Однако цари, современником которых был Ошеа, упоминаются им, будь то пророчество, касающееся Израиля, или пророчество, касающемся Иудеи (в Иудее правят четыре царя и в тот же период в Израиле правит один царь Йеровам Второй).
Здесь мне хотелось бы сделать еще одно отступление, чтобы особо сказать о Йероваме Втором.
В отличие от своего предка, Йеровама Первого, прославившегося разделом государства надвое, Йеровам Второй был правителем положительным и справедливым.
Об этом свидетельствует пророк Амос, озвучивший в какой-то момент очень тяжелое пророчество: «Израиль будет опустошен из-за того, что в нем есть лжепророки».
«Доброжелатели» Амоса пришли к царю с требованием: «Убей его, он вносит смятение в ряды твоих подданных!» Однако Йеровам Второй, выслушав их, отказал: «Если пророк так говорит, значит, так ему сказал Всевышний».
Далеко не каждый царь заслуживает упоминания своего имени в пророчестве.
Царь Йеровам Второй — единственный, кто упоминается двумя пророками, Ошеа и Амосом. Это, безусловно, характеризует его положительно.
Итак, время, в которое живет Ошеа, критическое, грядет изгнание. Всевышний хочет, чтобы народ исправился, и тогда изгнание не случится. Как всегда в тяжелые времена, Б-г шлет народу четырех пророков: Ошеа, Амоса, Йешаяу и Миху.
Всегда возникает вопрос, кто из пророков был раньше, кто позже. Хронологический порядок их появления именно такой, каким он указан выше. Откуда мы знаем, что Ошеа первый? Из текста, которым начинается его книга: «Вначале говорил Всевышний с Ошеа…».
Но почему пророчество начинается именно так?
Первым человеком, который понял, что можно и нужно исправить ошибку, был Реувен. (Когда он вмешался в личную жизнь отца, пусть даже из лучших побуждений, он допустил серьезный промах. Его следовало исправить).
Реувен в иудаизме — символ исправления, так же, как Йеуда.
Последняя глава в Книге пророка Ошеа говорит о том, что Всевышний просит еврейский народ исправиться (14 глава, 2-я строка): «Возвращайся Израиль к Г-споду Б-гу своему, ибо споткнулся ты в грехе своем». Этот отрывок мы читаем в субботу накануне Йом Кипура.
Так же, как Реувен был первым, кто начал исправление, его потомок Ошеа первым стал призывать евреев исправиться.
Мы говорили уже, что были пророки, отстаивавшие уважение к Отцу (Всевышнему), были пророки, заступавшиеся за сына (еврейский народ). Были и такие пророки, которые сражались за обоих.
Йона, как мы видели выше, болел за еврейский народ, чуть ли не выступая против Всевышнего. (Отцу очень приятно, когда заступаются за его сына, даже если при этом идут против него самого).
Ошеа был тем, кто заступался за Всевышнего. Всевышний ему говорит: евреи грешат, испортились, стали неуправляемыми. Вместо того, чтобы напомнить Б-гу: «Но они же твои дети», – Ошеа сказал: «Возьми и поменяй их на другой народ!» (Есть мнение, что этим он хотел спасти евреев, пытаясь отвести от них наказание). И тогда Всевышний велел Ошеа найти самую неверную женщину, жениться, иметь от нее детей и получить от жизни с ней исчерпывающий и горький урок. (Примечательно, что своим детям Ошеа дал (по указанию Всевышнего) символические имена. Дочь назвал «Неутешаемая», а сына «Не Мой Народ»). Когда Всевышний сказал ему: «А теперь разведись!» – Ошеа возопил: «Но это же моя жена!»… – «Но ведь она неверна!» – «У меня от нее дети!»…
«Так почему ты предлагаешь мне поменять еврейский народ на другой, ибо евреи не верны? Сделай то же самое с женой!»
Пророка Йону Всевышний учил жалеть другие народы (на примере клещевины, под которой тот заснул, укрывшись от солнца, когда она была высокой и зеленой. Но пока Йона спал, клещевина засохла. «Йона тебе было очень больно, когда проснулся?» «Мне было больно до смерти!» «Ты не выращивал, и тебе больно. А как же Мне не пожалеть жителей Нинвэ?»)
Пророка Ошеа Б-г учит жалеть евреев. И тот и другой получают трудные уроки.
Чтобы завершить разговор о пророке Ошеа, добавим, что вторая часть его книги читается как афтара на главу Бемидбар. 12-ю главу книги Ошеа мы читаем как афтару к главе Ваеце.
Все пророчества Ошеа крайне тяжелые, он говорил о том, как неправильно ведет себя народ и какие страшные наказания за это грядут.
Чаще всего он называет евреев «Эфраим», потому что бόльшая часть его пророчеств относится к евреям, живущим на северной территории распавшегося надвое царства. Там десять колен с доминирующим коленом Эфраима (на юге же остались два колена, с доминирующим коленом Йеуды).
продолжение следует