Пророк Овадья включен в книгу «Двенадцать малых пророков» после Амоса и перед пророком Йона. Он считается самым малым из малых пророков.
В его книге только одна глава.
Устное предание сравнивает пророка Овадью с пророком Йешаяѓу. (Напомним читателям, что “большой” пророк Йешаяѓу, так же как большие пороки Йирмияѓу и Йехезкель относятся к 15 поздним пророкам, в число которых входят и 12 “малых пророков”. Йешаяѓу – самый большой из трех больших пророков (он обладает самым высоким духовным уровнем). Овадья самый малый из малых пророков и обладает самым скромным духовным уровнем (но дай Б-г каждому иметь такой уровень, как у него!). И Овадья, и Йешаяѓу начинают свое пророчество словом «хазон» – Видение.
По преданию, Овадья эдомеец. Он — управляющий дворцом царя Ахава. В Книге Царей (кн.1, глава 18, стих 3) о нем говорится следующее: «Овадья … ведал дворцом и… был человеком весьма Б-гобоязненным».
Нужно особо подчеркнуть, что такую характеристику не получил никто, кроме Овадьи.
Когда жена Ахава царица Иезавель, известная своей жестокостью идолопоклонница, решила уничтожить всех пророков Всевышнего, Овадья спрятал их в двух пещерах и обеспечивал хлебом и водой. Он спас от верной гибели сто человек, укрыв пятьдесят из них в одной пещере и пятьдесят — в другой. И, по преданию, он пекся не только о том, чтобы наладить снабжение пророков самым насущным, то есть спасти физически. Он обеспечивал их и оливковым маслом, чтобы они имели свет и могли учить Тору. Был голод, все это было разорительно, Овадья потратил все свое состояние и вошел в долги. А потом он умер. И, когда пришли забирать его детей в рабство, поскольку вдове нечем было оплачивать долг покойного мужа, она в отчаянии бросилась к пророку Элише. Тот, узнав, что в доме остался последний кувшинчик масла, велел одолжить у соседей много пустой посуды и наливать в нее из этого единственного кувшина, пока все не заполнится. Чудо неиссякающего масла было даровано женщине в награду за особую праведность мужа.
Кстати, пока пророк Овадья был жив, стол в царском дворце Ахава был кошерным. Скрывавшемуся пророку Элияѓу вороны приносили еду с царского стола. Если бы во дворце еда была не кошерной, Всевышний бы этого не допустил.
В те времена уже существовало ограничение: чтобы стать пророком, человек должен был родиться евреем.
Изначально было иначе, пророками становились и евреи, и неевреи, но все изменилось после греха золотого тельца, когда Моше попросил об этом Всевышнего — и Тот удовлетворил его просьбу. Те, кто на тот момент были уже пророками, могли продолжать пророчествовать и дальше, но новым пророком мог стать только тот, кто был рожден евреем.
Единственным неевреем, сумевшим преодолеть этот барьер, был Овадья, отдавший всего себя и все свое имущество во имя спасения ста пророков.
Живя в злодейском окружении и подвергаясь воздействию царя Ахава и царицы Иезевель (то есть испытывая мужское и женское влияния), он сумел остаться чистым и праведным. Рожденный эдомейцем, он, на самом деле, противоположен Эйсаву, родоначальнику Эдома. Эйсав тоже жил под мужским и женским влиянием (это было влияние двух праведников — Ривки и Ицхака), но он ничего не воспринял.
Получается, у пророка Овадьи и у Эйсава есть одна общая черта — невосприимчивость.
Только Овадье она идет на пользу, он использует ее правильно, Эйсав — нет. Одна очень сильная положительная черта — и Овадья получает только одно пророчество. Оно об Эдоме (а значит, и об Эйсаве).
В этом пророчестве указано, что Эйсав делал неправильно и за что будет наказан. Во время разрушения 1-го Храма он выдавал еврейских беженцев вавилонянам; во время разрушения 2-го Храма стал тем, кто собственно его и разрушил (имя разрушителя известно — это римский император Тит).
А ведь Эйсав наш брат! Тем более, такое его отношение к нам вызывает много претензий.
Есть Мидраш, дающий интересное толкование пророческому сну Яакова, в котором он видел лестницу до небес и ангелов, поднимающихся и спускающихся. Мидраш говорит, что число ступенек лестницы символизирует количество лет, в течение которых другие народы будут порабощать евреев. Яаков увидел, как ангел Вавилона поднялся на 70 ступенек и спустился (то есть, ему открылись 70 лет Вавилонского изгнания), ангел Персии поднялся на 52 ступеньки и спустился (Персидское изгнание продолжалось 52 года), ангел Греции поднялся на 180 ступеней и спустился… Ангел Рима, взойдя на лестницу, принялся подниматься все выше и выше, дошел до небес, но спускаться и не подумал.
Яакову стало страшно.
И тогда Всевышний скал ему: «Если он вознесется, как орел (символ Рима — орел, как, кстати, и символы России и Америки — тоже орел), и среди звезд совьет гнездо, Я и оттуда тебя заберу». Так начинается книга Овадьи.
«На горе Сион будет спасение», – говорит Овадья. (То же самое говорил Хофец Хаим накануне Второй Мировой войны).
И еще одна очень известная фраза заключена в пророчестве Овадьи: «Будет дом Яакова огнем, дом Йосефа пламенем, а дом Эйсава соломой». То есть потомки Эйсава сгорят в пламени Йосефа.
Завершающая фраза из пророчества Овадьи включена в сидур. В утренней молитве принято произносить ее по окончании «Песни на море» вместе с цитатой из пророка Захарьи: «И поднимутся спасители на гору Сион, чтобы судить гору Эйсава, и увидят, что Г-споду принадлежит царская власть[1]. И станет Г-сподь царем всей земли; в тот день будет Г-сподь один и Имя Его едино[2]».
Этот финал раскрывает суть того чуда, которое произошло с евреями на море. Когда наши предки, преследуемые египтянами, перешли море невредимыми, а их преследователи, все до единого, погибли в его пучинах, мир увидел, что здесь правит Всевышний — Он царь и все подчинено Его воле. То же самое произойдет и в будущем, когда свершится победа над Эйсавом.