Пророк Йоэль – Главный признак приближения Машиаха

Йоэль

В предыдущих статьях мы рассмотрели 4-х пророков, перечислив их в том порядке, в котором они записаны в предании (т.е. так, как о них говорят Мудрецы). Начав, как и в книге «12 пророков», с Ошеа, мы «перепрыгнули» через пророка Йоэля, который находится между Ошеа и Амосом. Потом мы перешли к пророку Миха, «перепрыгнув» при этом через пророков Овадью и Йону.

Давайте же сейчас вернемся к Йоэлю и восстановим порядок, принятый в книге «12 пророков».

Книга Йоэля не упоминает царей его времени. И из-за этого датировка пророчества Йоэля остается неопределенной. Правда, на этот счет есть несколько мнений. По одному из них, Йоэль — сын пророка Шмуэля. Данное мнение основано на том, что в книге Шмуэля (8 глава, 2 посук) сказано: «И было имя его (Шмуэля) сына — первенца Йоэль, а второго Авия». Правда, в книге Шмуэля говорится, что сыновья его не пошли по стопам отца. Но есть предание, утверждающее, что потом они исправились и даже один из них смог стать пророком. Но вот в книге Йоэля указано совсем другое имя его отца: Пэтуэль. Однако пророка с таким именем мы не встречаем нигде больше.

Как же распутать эту путаницу?

Вы, наверное, помните, что когда в связи с кем-то из пророков упоминается имя его отца, это значит, что и отец был пророком. Остается предположить, что под именем Пэтуэль имеется в виду пророк Шмуэль. Потому что не известен ни один другой пророк, имя сына которого было бы Йоэль. А то, что в ТАНАХе один человек выступает под двумя или более именами — вещь часто встречающаяся. К тому же известно правило: «Тора приходит не вводить в заблуждение, но только разъяснять». И этим правилом мы пользуемся многократно.

Но тогда интересно, почему Шмуэль назван Пэтуэлем?

Это имя имеет корень лефатот — соблазнять. «Пэтуэль» переводится как «Соблазняющий Всевышнего». В псалме 99-м (стих 6) сказано: «…Шмуэль — среди призывающих Его Имя». Именно о Шмуэле говорили, что он умеет «соблазнять» Б-га своей молитвой. По всей вероятности, он и есть Пэтуэль.

Известны и другие мнения, касающиеся периода пророчества Йоэля, но их мы рассмотрим позднее.

В книге пророка Йоэля описано ужасное бедствие — нашествие полчищ саранчи четырех различных видов.

Есть мнение, что «четверка» – символ 4-х тяжелейших изгнаний, которые суждено пережить еврейскому народу.

Саранча несет с собой и порчу имущества, и гибель всего живого. Она уничтожает посевы и урожай, вызывает голод и съедает все, что может съесть (в том числе, деревянные части домов).

Затем в пророчестве приводится описание того, как Б-г пожалеет еврейский народ и уберет от него эту страшную напасть.

Рабби Ицхак бен-Йеуда Абарбанель и Устное предание рассматривают саранчу как аллегорический образ нашего дурного начала. Во второй главе книги Йоэля (20-й посук) сказано: «А северную (саранчу) удалю Я от вас и брошу в землю бесплодную и пустынную, начало же ее — к морю восточному (восток в еврейской традиции всегда впереди), а задних ее (саранчи) — к морю (западному) последнему».

Вспомните, при рассмотрении темы «12 колен Израиля», мы говорили о том, что Всевышний, творя мир, создал его с недостроенной северной стороной, в которой помещено злое начало. Аналогично и у каждого человека есть своя недостроенная сторона, свой север, Всевышний создал нас такими в день, когда сотворил человека.

Таким образом, каждому из нас надлежит “достраивать свой север”, борясь со своим дурным началом.

Устное предание говорит, что «северная» саранча — это и есть дурное начало, скрытое глубоко внутри нас. Конец ему наступит в последний день, когда придет Машиах. В пророчестве Йоэля говорится о море. Но «день» и «море» на иврите — ям и йом — созвучны и на уровне драш могут замещать друг друга по смыслу.

В пророчестве Йоэля сказано также, что изгнанное (т.е., дурное начало) будет мерзко пахнуть, и тогда все ясно увидят, насколько дурное начало отвратительно.

В третьей главе книги Йоэля сказано, что после изгнания дурного начала Всевышний прольет свой дух на всякую плоть; и сыновья, и дочери, и пожилые, и молодые, и даже рабы с рабынями — все будут видеть пророчество. И будут знаки на небесах и на земле — кровь, огонь и столбы дыма перед приходом дня Всевышнего, великого и страшного.

И только находящиеся в Иерусалиме обретут спасение.

Об этом великом и страшном дне говорит и пророк по имени Малахия, последний из 12-ти малых пророков. И мы в дальнейшем на этом еще остановимся.

В конце 4-й главы книги Йоэля, почти в самом финале, сказано, что в конце концов Израиль станет невероятно плодоносной страной: с вершин всех гор будет струиться сок, холмы будут истекать молоком, а русла наполнятся водой. В Устном предании говорится, что самый явный признак приближения прихода Машиаха — это увеличение плодородия в стране Израиля. Израиль сравнивается с верной кормилицей. Если у нее отобрали ее молочного сына, она никому другому не даст молока.

Но если вернули… она, почувствовав его возвращение, ликует, с распростертыми объятиями принимает его к себе и кормит.

Сказано также в пророчестве, что из Дома Всевышнего (то есть из Храма) выйдет источник и напоит долину Шиттим. (В этой долине вышедшие из Египта евреи допустили грех с дочерьми Моава. Долина Шиттим — символ страстей. Когда будет возведен Третий Храм — Дом Всевышнего, — источник, который забьет в нем, напоит эту долину, и в ней не останется больше жажды. Страсть и жажда имеют одну природу).

Йоэль пророчествует, что Египет будет пустынным, а Эдом — пустынным и пустым. Такое наказание они получат за то, что ограбили еврейский народ и пролили еврейскую кровь.

Иерусалим же и Иудея будут вечно заселены, на поколения поколений.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.