Завершая анализ книги пророка Захарьи, мы остановимся на еще нескольких важных моментах его пророчества.
В конце 12-й главы (с 11-го стиха и далее до конца) пророк определяет законы скромности.
В этих стихах речь идет о трауре, скорби, оплакивании. «…В тот день великим будет плач в Йерушалаиме, как плач Ададриммона в долине Мегиддона (где в битве на войне был убит царь Ахав — прим.редактора). И будет оплакивать их вся страна, каждая семья отдельно: семья дома Давида отдельно, и жены их отдельно; семья дома Натана отдельно, и жены их отдельно; семья дома Леви отдельно, и жены их отдельно, семья Шими отдельно, и жены их отдельно; Все семьи остальные — каждая семья отдельно, и жены их отдельно».
То есть даже в скорби, когда сама ситуация траура снижает склонность людей к греху, мужчины и женщины должны быть отделены друг от друга. Тем более это должно соблюдаться в обычной жизни и в праздники, когда бушуют страсти.
Кстати, возникает вопрос, что это за плач будет стоять по всей стране?
Дело в том, что приведенному выше фрагменту предшествует стих (глава 12, стих 10), который, казалось бы, должен отвечать на этот вопрос. Однако его толкование вызывает спор. О ком и о чем идет тут речь?
«…И изолью Я на дом Давида и на жителей Йерушалаима дух милости и мольбы, и будут они смотреть на Меня; а того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного сына, и горько плакать о нем, как горько плачут о первенце».
Устное предание дает два комментария. Согласно одному из мнений, речь здесь идет о двух разных вещах.
Одна из них – оплакивание гибели Машиаха бен Йосефа.
Напомним, что первым из иудейских царей, погибших в ходе войны, был Шауль. После Шауля будут еще два царя, которых убьют на войне — Ахав и Йошияу. Царь Ахав был убит человеком по имени Ададриммон, сын Тавримона (см. 1-ю Книгу царей, 22 глава, 34-й стих). Царь Йошияу (о котором говорится во 2-й Книге Царей, в 23-й главе) был убит Египетским царем Паро Нехо в долине Мегиддо.
И предрекает пророк, что Машиаха бен Йосефа так же убьют и так же будут оплакивать, как оплакивали Ахава и как оплакивали Йошияу в дни их гибели.
Напомним, что Ахав считается самым ярым идолопоклонником из всех царей иудейских, а Йошияу считается одним из самых праведных царей. Он был маленьким мальчиком, когда взошел на престол. В 8 лет став царем, главной своей заботой он считал правильные и праведные поступки. Казалось бы, несправедливо в равной мере оплакивать двух этих царей!
Но у Ахава была одна выдающаяся черта — готовность жертвовать собой ради еврейского народа (В последнем своем сражении он стоял в колеснице и руководил, военными действиями, когда был смертельно ранен. Однако не подал виду, не велел звать врача, чтобы не снизить моральный дух еврейских воинов; так и умер, потеряв много крови).
Поскольку оплакивания удостоились и праведный, и неправедный царь, получается, что Машиаха бен Йосефа будут оплакивать и праведные, и не вполне праведные евреи.
Второе мнение: в дни Машиаха Всевышний уничтожит наше злое начало и… мы будем его оплакивать.
Кто будет оплакивать? И грешники, и праведники. Грешники будут видеть плохое начало, как тонюсенький волосок, поскольку от него останется лишь слабый след. Они будут оплакивать себя, поскольку не выдержали такого крошечного испытания. А праведники будут плакать, потому что им плохое начало будет представляться высокой горой: «Всевышний, как мы могли такое страшное испытание выдерживать?!»
И вот тогда: «…будет во всей земле слово Г-спода: две части в ней истреблены будут, умрут, а третья останется в ней. И введу треть эту в огонь, и очищу их, как очищают серебро, и испытаю их, как испытывают золото. Призовет он (остаток) имя Мое, и Я отвечу ему, сказав: народ Мой он! И он скажет: Г-сподь Б-г мой!»
продолжение следует