Следующий момент, на котором мы остановимся, – общественные посты во времена Второго Храма, упомянутые в пророчестве.
В 7-й главе, в 1-м стихе и далее читаем: «И было в год четвертый правления царя Дарйавэша… и послали в Бэйт-Эйль Сарецера, и Регем Мелеха, и людей его, просить Г-спода сказать священникам, которые в доме Г-спода Цеваота (то есть в Храме), и пророкам так: плакать ли в пятом месяце, воздержаться ли, как делал я (еврейский народ) уже столько лет? И было слово Г-спода Цеваота ко мне (Захарье) сказано: Скажи всему народу страны и священникам так: когда постились вы и плакали в пятый и в седьмой месяц — и уже 70 лет — для Меня постились вы? И когда будете есть вы и когда будете пить, разве не вы (для себя) едите и не вы (для себя) пьете? Ведь (для вас были) слова, которые провозгласил Г-сподь через пророков (прежних), когда был населен и спокоен Йерушалаим…
…И было слово Г-сподне к Захарье сказано: судом истинным судите и справедливость и милосердие оказывайте — каждый брату своему. И вдовы, и сироты, пришельца и бедняка не притесняйте и зла не замышляйте…»
О чем же говорится в пророчестве? О том, что евреи должны быть праведными?
У нас есть четыре поста, которые мы соблюдаем в память о разрушении Храма.
В книге Захарьи они называются не по датам, а по месяцам. Первый пост — приходится на 10-й месяц, Тевет. 10-го Тевета началась осада Иерусалима. Затем упомянут 4-й месяц, Таммуз. 17-го Таммуза была проломлена Иерусалимская стена.
5–й месяц – Ав. Напомню, порядок месяцев мы исчисляем с Нисана (с Песаха, когда евреи вышли из Египта; тогда нам было велено Творцом считать этот месяц первым). 9-е Ава — дата разрушения Храма.
А 7-й месяц – Тишрей. В Тишрее был убит Гдалья. В память о нем мы постимся сразу после Рош аШана, перед Йом Кипуром.
В период изгнания — после разрушения 1-го Храма и до возведения 2-го — евреи постились в каждую из этих четырех дат. Теперь Храм отстроен. Что делать? Продолжать поститься или нет?
Посланники просят Захарью, чтобы спросил у Б-га. От Его имени, пророк отвечает: если вы едите и пьете, то это для вас, а не для Меня, так же, как и ваши посты – не для Меня, а для вас. Если спрашиваете Меня, что угодно Мне – то будьте праведными по отношению друг к другу.
С одной стороны понятно, что Б-г велит быть праведным своему избранному народу, а с другой — остается неясным, поститься или нет?
Устное предание говорит, что во время Второго храма, если положение было хорошее, евреи не постились, а если плохое, постились.
Та же тема поднимается не только в 7-й главе, но и в 8-й — в 11-м, 12-м и 16-м стихах…
продолжение следует