Книга Захарьи – лошади и колесницы в пророчествах

лошади
Продолжим анализировать книгу пророка Захарьи. Остановимся на двух интересных фрагментах (пророчествах), в которых речь идет о лошадях.

Первый фрагмент находится в первой главе (8-й стих). В нем говорится: «Видел я ночь: вот человек (ангел) едет верхом на красном коне, и стоит он между миртами, что в ущелье, и за ним — кони красные, гнедые и белые». Второй фрагмент читаем в 6-й главе (с 1-го по 8-й стихи), где говорится уже не только о лошадях, но и о колесницах. «…и вот четыре колесницы выходят из ущелья меж двух гор; а горы эти — горы медные. В первой колеснице — кони красные, а во второй колеснице — кони вороные, и в третьей колеснице — кони белые, а в четвертой колеснице — кони пятнистые, серые. И воскликнул я, и сказал ангелу, говорившему со мной: что эти (явления означают), господин мой? И отвечал ангел: в четыре стороны небесные выходят они, после того, как предстали перед Владыкой всей земли. Вороные кони, которые в одной колеснице, выходят в страну северную, и белые вышли за ними, а пятнистые вышли в страну южную. А серые… просили разрешения идти, расхаживать по земле. И сказал Он: идите, расхаживайте по земле, и расхаживали они по земле. И громко позвал Он меня и сказал мне так: смотри, выходящие в страну северную успокоили дух Мой в стране северной».

Как мы уже отмечали, предваряя анализ книги Захарьи, его пророчество запутанно и туманно. Захарье и самому непонятны его видения. Он всегда обращается к ангелу с вопросом: что это? И ангел всегда дает разъяснения. Ни у кого из других пророков мы подобного не встречаем.

Есть множество комментариев, рассматривающих пророчества Захарьи во всех деталях. Как правило, мнения разных комментаторов сталкиваются, спорят… Мы с вами не будем входить во все это детально, поскольку рассматриваем книгу обобщенно.

Итак, пророк говорит: «Я видел ночь…» Ночь — символ изгнания. В видениях, кроме того, присутствуют четыре колесницы и кони четырех окрасов, значит, речь в пророчестве идет о четырех изгнаниях.

Но зачем так подробно пророку показывают окрас лошадей? В первом пророчестве кони красные, гнедые, белые. Во втором — появляются черные, и здесь уже кони не сами по себе, но запряжены в колесницы.

В обоих пророчествах первыми названы красные лошади, третьими — белые, вторые лошади во втором случае черные, а в первом — гнедые (красно-коричневые). Гнедой и черный окрасы очень близки, поскольку цвет свернувшей крови всегда черен.

В первом пророчестве нет коней пятнистых, серых, они присутствуют только во втором пророчестве (очевидно, это серые в яблоках). Разумеется, двухцветность тоже имеет свою символику, постараемся это понять.

Четыре колесницы и четыре окраса коней — символы четырех сторон света, а также символы четырех царств, которые будут порабощать еврейский народ.

По сути, пророчество Захарьи говорит о том же, о чем предупреждал пророк Даниэль, сумев расшифровать информацию из сна, увиденного царем Невухаднэццаром. (Приснившаяся царю статуя с золотой головой, серебряными руками, медным туловищем, железными ногами и т. д.)

Красный окрас лошадей — это Вавилон. Красный цвет — символ того, что царь Вавилона разрушил Первый Храм и пролил много крови. Лошади в древнем мире — символ войны. Колесницы — тем более. Черный окрас лошадей — символ Персии, под властью и гнетом которой еврейские лица чернели (именно Персия намеревалась уничтожить весь еврейский народ). Белый — это цвет Греции, «чистой», красивой, продвинутой в науках и философии. Но когда человек чего-то ужасно стыдится, он сначала краснеет, потом бледнеет до состояния белизны. Греки не убивали евреев, но пытались эллинизировать. Они не признавали Всевышнего и делали с нашими святынями такое, от чего мы белели.

Последний окрас — серый в яблоках. Двухцветность соответствует христианству и мусульманству (это наше четвертое изгнание). Два цвета, потому что в мире господствуют не одна, а две религии.

Виленский Гаон говорит, что колесницы, кроме прочего, символизируют неживую природу, в которую человек как бы вдыхает жизнь — это наша возможность властвовать над природой, менять ее по своему усмотрению (заставлять неподвижное двигаться). Лошадь — символ того, что мы пользуемся природой в том виде, как она есть, не меняя, но только приспосабливая ее под свои нужды.

В Египте, в Вавилоне и в других царствах, довлевших над евреями во время изгнаний, пользовались и тем, и другим. Поэтому в пророчествах есть и лошади, и колесницы.(Вспомните, когда египтяне преследуют ушедших из Египта евреев, они гонятся за ними на колесницах, запряженных лошадьми).

Некоторые люди считают, что если снится скачущая лошадь, это нехорошо, потому что лошадь — символ войны.

В следующий раз мы с вами постараемся рассмотреть взаимосвязи и соответствия, которыми изобилует пророчество Захарьи.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.