Следующий момент, на который следует обратить ваше внимание, отражен в 7-м стихе 11-й главы, где пророк говорит о двух посохах: «И пас я овец, обреченных на заклание… и взял себе два посоха, один назвал я Ноам (мир), а другой назвал я Ховелим (ранящие)…»
О каких посохах идет речь?
О тех, которые используются при работе с личностными качествами человека. Посох, сооруженный из комплиментов, похвал, подбадривания – приятный посох, посох мира. Посох из правды, замечаний, поучений – ранящий: «Не так, не то ты делаешь! Ты должен поступать иначе, раскаяться, исправиться…»
Два этих посоха — не что иное, как кнут и пряник.
Нам кажется, что пряник — это не кнут. Но Захарья считает иначе: и то, и другое — кнут. Для человека тяжелы не только выговоры, но и, на каком-то уровне, похвалы. Конечно, предпочтительнее вообще не пользоваться посохом, который ранит, кроме крайне редких случаев. Желательнее пользоваться посохом приятным, но и его следует использовать разумно, осторожно, «не перегибая палку».
Ведь комплименты и похвалы, которых удостаивается человек, не только отмечают его заслуги, но задают высокий уровень требований к нему.
Получивший похвалу уже как бы не в праве сделать что-то чуть хуже. Особо это касается тех, кто занят в творческих профессиях. (Вчера после фортепианного концерта публика аплодировала этому исполнителю 15 минут кряду, сегодня только 10. Разве не повод для депрессии?!) Об этом пишет рав Вольбе в своей книге «Алей Шур».
продолжение следует