Йона – ученик пророка Элияу

Йона

Книга этого пророка читается в Минху Йом Кипура. Основная ее идея: Всевышний хочет исправления любого человека, даже самого заблудившегося, и принимает это исправление.

Йона — ученик пророка Элияу. Он упоминается в книге Царей.

Мы также знаем имя его отца — Амитай, поскольку о пророке известно, что он Йона бен Амитай. Это, как принято считать, говорит о том, что и отец Йоны был пророком. Иначе, его имя не удостоилось бы упоминания. (Такое упоминание указывает на связь между отцом и сыном, на то, что у них есть что-то общее).

У нас есть предание, что отец Йоны был из колена Звулуна, а мать из колена Ашера. Это была та самая женщина, вдова из Царфата, сын которой погиб от голода, но был оживлен пророком Элияу.

Что еще мы знаем о пророке? В то время Израиль был поделен на два государства.

На севере — Израиль со столицей в городе Самария, где буйно процветает идолопоклонство, а на юге — Иудея со столицей в Иерусалиме, где стоит Храм. Для жителей севера южная граница закрыта: правительство Самарии запрещает им пересекать ее и по территории южного царства идти в Храм. Нарушение запрета сурово карается.

Однако Йона, родившийся и живущий на севере, регулярно пренебрегает запретами и, по преданию, вместе с женой на все праздники приходит в Иерусалим. В заслугу того, что заповедь посещения Храма он выполняет с великой радостью, Б-г награждает его даром пророчества. И так как отец Йоны из колена Звулуна (славящегося своими мореплавателями и дипломатами), Б-г подготавливает для Йоны особую миссию: ему надлежит пойти в Нинве и сообщить тамошним гражданам пророчество, которое побудит их раскаяться в грехах и исправиться.

Йона в смятении. Во-первых, он знает, что жители Нинве неевреи, и потому пророчества нечасто звучат в их ушах. Значит, он со своим пророчеством произведет на них сильнейшее впечатление, и они, непривычные, воспримут его во всей полноте и исправятся. В то же самое время, евреи, к которым посланы тысячи пророков, остаются к ним глухи, не реагируют на предупреждения и ничего не хотят менять. На фоне исправившихся неевреев евреи будут выглядеть еще хуже. Хуже, чем есть на самом деле! Гнев Бега на непослушных евреев не заставит себя ждать. Орудием в руках Всевышнего станут исправившиеся неевреи, жители Нинве.

А что во-вторых? Йона размышляет, скорее всего, так: Нинве — столица Ассирии, которая изгнала 10 колен, живущих на севере Израиля. Если жители Нинве исправятся, евреям севера останется лишь ждать большой беды, они понесут тяжелейшее наказание, и орудием наказания станут ассирийцы. Но если, предположим, Йона не сообщит ассирийцам о пророчестве? Они не исправятся и не смогут быть в руках Б-га палкой, побивающей евреев.

И Йона готов пожертвовать своей жизнью, лишь бы не быть замешанным в том, из-за чего еврейский народ неминуемо пострадает.

Йона решает убежать. (От Всевышнего — не убежишь, но от пророчества можно).

Поясним. О некоторой особенности пророчества Йона знает следующее: вне земли Израиля его получить невозможно. Потому что Всевышний сотворил мир, дав каждой местности свою ментальность. (Есть люди севера, юга, запада, востока, с разными характерами, темпераментом… Так же отличается и каждое место в этом мире). Особенность земли Израиля в том, что только здесь получают пророчество (см. «КУЗАРИ»).

Йона пока что получил только первую часть пророчества: «Иди говори с жителями Нинве», но о том, что именно он должен сказать им, еще не известно. Нужно вовремя убежать из Израиля, тогда полное пророчество нельзя будет получить. Этого Йона и хочет больше всего.

В древнем мире единственная возможность сбежать по-настоящему далеко — уплыть на корабле.

Йона бежит в порт, оплачивает фрахт всего корабля вместе с командой, имя единственную цель: пусть его увезут как можно быстрее.

(Отсюда вывод: Йона был очень богат; аренда судна с оплатой труда матросов и капитана стоили больших денег. Еще один вывод: любой пророк должен был быть богатым, чтобы прочно стоять на ногах).

Прослеживается определенная связь между пророком Элияу и пророком Йоной. Считается, что Элияу заступался «за отца», то есть за Всевышнего. А Йона — «за сына», то есть за еврейский народ, сошедший с правильного пути.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.