Реувен – исправленный Эйсав

Реувен

Итак, первенец Яакова – Реувен. Его имя происходит от слов «р’у вен!» – «смотрите, сын!». С Реувеном ассоциируется красный цвет. Он предопределен ему свыше. В дальнейшем, когда на нагруднике Первосвященника, ведущего Службу в Храме,  будут представлены 12 драгоценных камней, каждый из которых символизирует одно из колен, камнем колена Реувена будет рубин, кристалл красного цвета. Связь Реувена с красным проявляется и в некоторых других вещах, о чем мы будем говорить чуть позже.

Не секрет, что еще до Реувена появился некто, кого буквально с рождения отождествили с красным. Речь идет об Эйсаве. Считается, что между Реувеном и Эйсавом есть параллель. Оба первенцы. Но дело не столько в этом. Леа дала своему первенцу имя Реувен, потому что, родив его, сказала: «Р’у ма бен бни левейн хами» – «посмотрите на разницу между моим сыном и сыном моего свекра».

Действительно, разница оказалась огромной!

В отличие от Эйсава, первенец Леи никого никогда не убивал. Братья решают убрать Йосефа, Реувен намерен его спасти. Похожие ситуации будут повторяться: как только дело доходит до убийства, Реувен бросается на помощь.  Да, он параллелен Эйсаву, но при этом – полная его противоположность. Они противоположны друг другу настолько, насколько праведник может быть противоположен злодею. Реувен – это, можно сказать, исправленный Эйсав, и живет он так, будто постоянно сосредоточен на исправлении дядиного злодейства.

Вообще, это относится к каждому из первых четырех сыновей Леи. Все они своей жизнью и своими качествами исправляют Эйсава. Эти четверо рождены от «первого» брака, в период, когда Леа «навязана» Яакову. Ведь этот брак состоялся помимо его воли, осведомленности и согласия. (Собственно, и у Рахель никто не спрашивал разрешения, она была поставлена перед фактом, оказалась в ситуации, когда, не имея выбора, должна была спасать сестру от позора). Позже, Реувен поможет Лее вступить во «второй» брак, построенный уже на иной основе. Он отыщет в поле редкий цветок мандрагоры, способствующей зачатию, и принесет его матери. Рахель, еще не имеющая детей, попросит сестру одолжить ей мандрагору. И та заключит с ней договор, (сегодня Яаков мой – завтра цветок твой). Заручившись согласием сестры, Леа выйдет навстречу Яакову, чтобы позвать его в свой шатер.

Теперь она действует открыто и, можно сказать, правильно. Рожденные во «втором» браке, Иссахар и Звулун, совсем другие: они рождаются у Леи по праву «Суда». Давая имена этим своим сыновьям, Леа упоминает имя Вс-вышнего, символизирующее суд.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.