Итак, первая четверка братьев связана с Эйсавом, но особенно ярко эта связь выражена в Реувене.
Сделав что-то неправильно, Реувен способен свой поступок исправить (у Эйсава так никогда не бывает). Эйсав любит и почитает отца, но нигде, ни единым намеком не сказано об уважении или любви его к матери. Странно, не правда ли? И интересно, почему? На этот счет есть немало комментариев. Один из них говорит: Эйсав очень похож на Ицхака, и старается ему во всем подражать. Он делает это с таким усердием (и успехом), что посторонние люди не могут понять, где сын, где отец.
Но разве правильно вести себя так, а не иначе, всего лишь копируя кого-то? «Мой папа так делал! И я буду так же! Подходит это мне или нет – какая разница?!». Таков Эйсав. Таков, между прочим, и Ишмаэль. Каждый из них внешне ведет себя, как отец. Однако, на деле это лишь подражание. Нет внутренней работы, нет осмысления, не вносится ничто личное и, по сути, – лишь выхолащивается то хорошее, что было присуще отцу.
(Яаков, кстати, в корне другой. Он не подражает ни отцу, ни деду. Он, разумеется, несет в себе их традицию, несет в себе качества и Авраhама, и Ицхака, однако глубинно, не внешне, не напоказ.
Стоит отметить, что для нас, евреев, эта черта весьма характерна. Мы, как правило, не принимаем к действию ничего, в чем недостаточно убеждены. Нам мало одних только соображений, что кто-то до нас поступал именно так, а не иначе. Мы должны понять суть, смысл. И только поняв, – принимаем и делаем это своим).
Но… мы отвлеклись и пора нам вновь вернуться к разговору о качествах Реувена. Первенец Яакова и Леи полон прекрасных порывов. Он остро чувствует справедливость и восстает против всего, что считает несправедливым. Его цели всегда правильны и благородны. Одна проблема: когда начатое нужно довести до конца, далеко не всегда получается, как дóлжно.
В отличие от Эйсава, Реувен любит и защищает мать. Редкий и ценный цветок мандрагоры (способствующий зачатию), он приносит ей, а не отцу. Когда после смерти Рахели Леа остается единственной главной женой Яакова, а Яаков, вместо того, чтобы больше бывать в ее шатре, отдает предпочтение Бильhе, служанке Рахели, старший сын глубоко страдает. Лее как будто бы все равно – она ни слова не говорит мужу, но Реувен считает, что это нечестно, неправильно, и предпринимает отчаянный шаг, чтобы изменить положение. Он ложится у входа в шатер Бильhи, преграждая доступ отцу. Хороший порыв. Неверный поступок. Ведь это вмешательство в интимную жизнь отца.
Если Реувен отождествляется с глазами, то у него хорошие глаза. Он никогда и никому не завидует. Было бы не так, – первым и самым главным объектом зависти Реувена стал бы для него Йосеф (первенец Рахели). Но когда братья хотят убить Йосефа, Реувен не на их стороне. Он мог бы не вмешиваться, не принимать участия в том, что задумано, братья бы сами сделали всю работу, а он остался бы «чистым». Но он стремится спасти Йосефа. Хороший порыв. …Увы, не доведенный до конца. Реувен убеждает всех бросить Йосефа в яму, надеясь втайне, что очень скоро сумеет его вытащить. Но тут оказывается, что ему нужно срочно отлучиться. Куда? Зачем? И почему так вдруг?
На этот счет есть два мнения. Согласно первому, он отправляется к отцу, так как приходит его время служить Яакову (братья делают это по очереди, за каждым закреплен его месяц). Решив, что жизни Йосефа ничто не угрожает, и можно на время уйти. Он побудет с отцом, а потом, вернувшись, освободит брата. А то, что для Яакова гораздо важнее, чтобы Реувен остался с братьями и спас Йосефа от беды…
Отец сравнивает Реувена с водой, – все в нем хорошо и правильно, но как и вода, он не имеет самостоятельной формы, в нем нет твердости, он «быстро бежит, перетекает». С такими качествами человек не может быть вождем.
Согласно второму мнению, была другая причина – Реувен ушел делать Тшуву. Считается, что это колено первым открыло Тшуву. Флаг его красного цвета, и это цвет не только греха, но и стыда, и раскаяния.
Когда евреи входят в Израиль, колено Реувена получает самую южную точку на всей его территории. Юг – это место, накаленное солнцем докрасна; юг также отождествляется с красным цветом.
Рамбан, анализируя отличительные характеристики каждого из колен и рассматривая их размещение в пустыне, отмечает: Реувен, Шимон и Гад получают свое место на юге. Юг – символ страстей. Все эти три колена в определенной мере символизируются красным цветом, цветом греха, неправильных поступков, и следующего за ними обязательного исправления.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.