Праматери 12 колен – Рахель

рахель

Леа плачет до замужества, Рахель плачет на Небесах. «Голос слышен на возвышенности – Рахель оплакивает своих детей» (Йермияґу, 31).

Леа выходит из шатра, чтобы встретить Яакова. Яаков сам приходит к Рахель, она к нему не выходит. (Итог: Лея покоится рядом с мужем в пещере, «в шатре», а могила Рахели у дороги, не рядом с Яаковом; обычно на могиле праведника делается «домик», на иврите это называется «шатер»).

У Яакова два имени: Яаков и Исраэль. Первым он наречен при рождении, второе получает, возвращаясь в Израиль. Рахель – жена Яакова, Леа – жена Исраэля. Как только Яаков будет назван Исраэлем, Рахель умрет. Значение имени Яаков – пята, опора, основа. Имя Исраэль указывает на более высокий уровень. Оно получено как награда за победу в борьбе с людьми и ангелами.

Находясь в изгнании, вне Израиля, наш народ никогда не утрачивает своей основы, «пята Яакова» всегда остается с нами; возвращаемся в Израиль, – и как будто поднимаемся на второй этаж, приобретая уровень «Исраэль». Рахель для еврейского народа – основа, Леа – второй этаж. Рахель по прибытии в Израиль, вскоре умирает. Леа рожает Леви и Йеhуду, от которых пойдут священники и цари. Реализация их предназначения возможна только в Земле Израиля.

Во время разрушений и изгнаний, второй этаж аннулируется, остается основа. Изгнание заканчивается, второй этаж надстраивается.

Перевод имени Рахель – овечка. (Весь еврейский народ сравнивают со стадом овец; у овцы нет ни рогов, ни клыков, она не способна себя защитить; если кто-то хочет поесть мяса, она идет на убой; когда нужна шерсть, ее стригут; ее эксплуатируют по полной программе!). Рахель пастушка и Яаков пастух. Впервые увидев ее, он понимает: вот его будущая жена. И Рахель с первого взгляда знает – вот будущий муж! Она сразу готова стать женой Яакова, ведь «младшая младшему!».

Зачем же молиться? Зачем просить? Ей положено! Предопределено! В итоге, она становится второй женой Яакова и рожает ему только двух сыновей, хотя, согласно изначальной программе, должна была родить двенадцать. Только через поколение этот недостаток будет восполнен, после ее смерти у ее сыновей в общей сложности родятся двенадцать мальчиков – два сына у Йосефа и десять у Биньямина.

Когда Рахель понимает, что Лаван замыслил махинацию, в результате которой, в предстоящую ночь женой Яакова станет Леа, она ни секунды не сомневается, что подлог будет тут же раскрыт и, в результате, неминуемый скандал навлечет на сестру страшный позор. Она знает, что Лаван сделает все, чтобы подмена обнаружилась не сразу, – в шатре новобрачных будет кромешная тьма. Но Яакову совсем не нужно видеть невесту, чтобы проверить, его ли это избранница. Накануне свадьбы он дал Рахели «пароли» – научил ее законам чистоты еврейской семьи. Задавая вопросы и выслушивая ответы, он узнает, кто рядом с ним. Рахель, опасаясь позора сестры, жертвует своим счастьем.

(Эта жертвенность будет присуща всем ее потомкам – они всегда будут отдавать и никогда ничего не будут брать взамен, не ожидая ни благодарности, ни признания. Никакого обмена! Никакого «спасибо»! Они отдают так, что никто ничего об этом не знает, не замечает, не подозревает. Наиболее полно жертвенность проявляется в колене Биньямина. Об этом разговор позже).

Итак, Рахель снабжает сестру необходимыми знаниями. Она делает это настолько деликатно и тонко, что Леа ни секунды не сомневается: Яаков сосватал именно ее. (Есть и другое мнение в Устном Предании). Со всей очевидностью это вытекает из диалога, который случится между сестрами позже, когда Рахель попросит у Леи цветок мандрагоры, способствующей зачатию. «Не достаточно, что ты забрала моего мужа?!» – спросит Леа. В ее представлении, сестра внедрилась в ее семью.

Мы уже говорили, что Леа вместе с Яаковом покоится на почетном месте в семейном склепе, приобретенном еще праотцем Авраґамом. А вот могила Рахель – у дороги. Почему? Как рассказывает Мидраш, Яаков знал, что когда-нибудь для евреев наступят тяжкие времена; гонимые, они не смогут молиться в городе. Но, проходя мимо могилы Рахель, помолятся прямо тут, в пути, вместе с ней, что очень и очень важно. Ведь в периоды наших изгнаний за нас, евреев, молят на Небесах наши праотцы и праматери. Вс-вышний же отклоняет все просьбы и ходатайства, кроме тех, что исходят от Рахель.

Ее молитва не может быть отклонена, уж очень у нее веские доводы. «Вс-вышний, – говорит она, – за что Ты изгнал их? Не за то ли, что они ввели чужого супруга (идола) в Твой личный Дом (Храм)? Но любой идол со временем становится непопулярен, его забывают. А Ты, Вс-вышний, вечен. Как ты можешь ревновать? Посмотри на меня! Я человек из крови и плоти. И я согласилась, чтобы в мой дом, еще до меня, вошла женщина, равная мне! Если я смогла это вытерпеть, неужели Ты, Творец, не простишь?» И Вс-вышний ее утешает: «Отними твой голос от плача и твои глаза от слез. Есть награда за твой поступок – твои дети возвратятся в свои границы».

Продолжение следует

Благодарим журнал “Голос Яакова” и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.