Итак, вернемся к разговору о колене Йеhуды.
Что еще сказано в его адрес благословляющим Яаковом?
«…Молодой лев — Йеhуда. От растерзания ты, сын мой, поднялся… Не отойдет скипетр от Йеhуды, и законодатели из среды потомков его, пока не придет в Шило (пока не придет Машиах), и ему повиновение народов. (Шило – шай ло, в переводе с иврита «подарок Ему»). К виноградной лозе привязывает он осленка своего и к лозе нежной сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое. Краснее вина глаза его и белее молока его зубы» (Ваехи 9-12).
И ведь действительно, бóльшая часть территории Йеhуды пустыня. Она не пригодна ни для чего иного, кроме выращивания скота (белее молока его зубы). А остальная часть территории, срединная, – гористая. На склонах гор обычно высаживают виноградники. У Йеhуды эти склоны — самые лучшие для винограда. (По сей день элитный виноград выращивается на территории Йеhуды). В благословении говорится — вино у Йеhуды будет в таком изобилии, что даже одежду он станет в нем стирать. И царство Яаков предназначает Йеhуде, поскольку считает его не участвовавшим в «растерзании» Йосефа.
Есть спор, связанный с тем, что никого из своих детей Яаков не называет сыном, за исключением Йосефа и Биньямина. Обо всех остальных он говорит — “братья”. И тут тоже: «От растерзания моего сына ты поднялся». (Яаков признается Йеhуде, что подозревал именно его в растерзании Йосефа, но убедился что это не так). На иврите фраза может быть прочтена двояко. Первый вариант – «от растерзания, мой сын, ты поднялся», второй – «от растерзания моего сына ты поднялся». При первом прочтении получается, что Йеhуду Яаков также называет сыном, при втором прочтении, Яаков имеет в виду, что Йеhуда поднялся до уровня его сына, благодаря тому, что отказался от казни Йосефа.
Как мы уже упоминали ранее, в пустыне Йеhуда действительно становится первым.
Построение еврейского стана приобретает здесь определенный характер. Народ больше не делится по матерям, не делится по тому, в каком порядке родились колена сынов Израиля. Теперь деление осуществляется по четырем сторонам мира: восток – первая сторона, юг – вторая, запад – третья, север – четвертая, – так же, как солнце проходит по небосклону, совершая свой дневной путь.
Танах учит нас: все должно идти естественно, в соответствии с тем, как Вс-вышний сотворил этот мир. Четыре деления, четыре стороны мира отражают принцип, по которому Вс-вышний сотворил этот мир. Мудрецы говорят, что управление миром Творец осуществляет со Своего Престола также четырьмя путями. Каждый из них имеет свой определенный символ, «лик» (проявление). В книге Йехезкель сказано, что один из ликов – человек, второй – лев, третий – бык, четвертый – орел. Сторона востока – первая, с востока восходит солнце. На иврите кедем – восток. А кадим – перёд. (Так что восток – это всегда начало).
Каждая сторона мира имеет свою определенную ментальность, свою символику. (Даже в наше время мы делим мир на восток и запад).
Когда ночь сменяется утром, свет словно пронизывает тьму. Свет – первое, что приходит с востока.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.