В еврейском алфавите есть единственная буква, для которой решающее значение имеет местоположение точки.
Речь идет о букве «шин» – «син». Если точка находится над правым рожком, будет «Ш», «шин», если над левым — «С», «син».
В Танахе, в книге Шофтим описан один случай, когда внутри народа Израиля идет гражданская война, война с коленом Эфраима… Интересно, что принадлежность к колену Эфраима определяли следующим образом: просили сказать «шиболет». (Слово имеет два значения: «колос» и «течение реки», «поток», который, струясь, по своему рисунку как раз и напоминает колос. Например, в 69-м псалме, в 3-ей строке читаем: «И поток увлек меня». «Вешиболет ше сафатми»). Потомки Эфраима вместо слова «шиболет» говорили «сиболет» (ведь «правое» у них поменяно Яаковом на левое, и «шин» превращается в «син»).
Напомним, сын Рахели Биньямин («сын правой»), как и все дети, внуки и правнуки его матери, также имеет поменянные местами левую и правую руки. Левая у него значительно сильнее правой. Суд сильнее милости. Собственная правильность преобладает над желаниями и страстями. Все левши — потомки Биньямина.
В Книге Шофтим приведены два примера, подтверждающих эту закономерность. Первый: судья еврейского народа из колена Биньямина Эhуд сын Гера — левша. Второй: 700 человек из колена Биньямина — все левши.
Правильные люди, у которых все, как нужно, несут в себе опасность чрезмерной строгости.
Обычно они очень требовательны не только к себе, но и к окружающим. Из-за свойственного им ощущения собственной правильности и непогрешимости возникает реальная опасность идолопоклонства, одним из проявлений которого является культ личности. Идолопоклонство чаще свойственно потомкам Рахели в колене Йосефа.
Вспомните, когда Яаков убегает с семьей из дома Лавана, Рахель забирает с собой лавановых трафим — идолов. Она буквально садится на них, чем, конечно же их принижает. Но все-таки они — в ее распоряжении.
Опасность для Леи — страсти, опасность для Рахель — правильность. Там, где бушуют страсти, следует их исправление. Правильность же не должна допустить ни малейшей ошибки. У Рахель нет страстей. Но есть угроза идолопоклонства.
Приведем примеры.
…Братья приходят к Йосефу в Египет, он берет серебряный кубок и как будто на нем гадает. Гадание — одна из форм идолопоклонства.
…Давид убегает… Его жена Михаль кладет в постель трафим (что-то наподобие часов; но трафим можно воспользоваться и как божком — этот инструмент находится на грани между разрешенной вещью, и тем, при помощи чего гадают. Михаль дочь Шауля, потомка Биньямина).
…Еще один человек, Миха, потомок Эфраима, тоже создал какого-то божка.
…Десять колен отделилось от Йеhуды. Во главе их стоит Йеровам из колена Эфраима. Он создает двух тельцов — одного на территории колена Дана, другого на территории города Бейт-Эль, входящего в надел колена Эфраима. И десять колен поклоняются этим тельцам.
…Позднее царь Ахав, потомок Биньямина, ввел несколько добавочных идолов. Один из них — ашира (разновидность ливанского кедра, которому поклонялись женщины; ашира — прабабушка елочки). Второй идол — бааль — хозяин, символ мужского идолопоклонства.