Интересно, что камень колена Леви, барекет, имеет ту же гематрию, что и выражение «мекима овдей авода зара» – месть идолопоклонникам.
Есть более поздний комментарий, автором которого является ученик и друг Бааль Шем Това, Рабби Яаков Йосеф из города Польна (Чехия). В своей книге «Толдот Яаков Йосеф» он написал: то, что имел в виду Альшех ѓаКадош, случится не позже 1941 года.
Из чего он это вывел?
Если посчитать буквенную гематрию слова барекет, получится 702.
Поскольку Рабби Яаков Йосеф жил в конце 17-го и первой половине 18-го века, т.е. в 6-м тысячелетии от сотворения мира (пять тысяч такой-то год), а еврейские мудрецы и авторы комментариев, как правило, не указывают тысячелетие, в котором живут, оно традиционно подразумевается по умолчанию, то «702» – обозначает лишь век и год шестого тысячелетия по еврейскому летоисчислению. И ни о каком другом тысячелетии речи нет.
Почему же 41-й год? Потому что недельная глава, в которой Тора рассказывает о Золотом Тельце, называется Ки Тиса (гематрия Тиса 701, то есть имеется в виду 5701 год, если отнять от него 3760, т. е. разницу между еврейским и григорианским календарями, получим 1941 год по григорианскому календарю).
Комментируя слово «Тиса» (поднимать), Рабби Яаков Йосеф говорит: «В главе идет речь о пересчете евреев, то есть уместно было бы выражение «когда ты будешь считать». Но вместо «считать» мы видим совсем другое – «когда ты будешь поднимать голову»! Фраза «поднимать голову» здесь кажется неуместной, и это имеет совершенно определенный смысл».
Действительно, эта фраза использована специально для того, чтобы мы о нее спотыкались. Если вдуматься, в ней можно увидеть два противоположных контекста.
Один из них трагичен: палач поднимает отрубленную голову, и тогда речь идет о гибели. (В 1941 году многих еврейских голов не досчитались). Второй – совершенно иной и полностью оптимистичный. Он передает нам картину возрождения, обретения свободы, спасения и выхода из-под ненавистного гнета. (Пережив Катастрофу, евреи подняли головы, создали свое государство, многие встали на путь возвращения к корням).
Виленский Гаон называет годом тяжелейшего наказания 1940-й.
Другие еврейские комментаторы обращали внимание и на (5)698-й (1938), дававший по буквам – тирцах, что значит, «убей». В Десяти заповедях это слово встречается с отрицательной приставкой «ло» – «ло тирцах»! – не убей!
продолжение следует