Вернемся к Йосефу. Конечная буква его имени — фей-софит (конечная фей).
В иврите есть пять конечных букв — они называются мэм, нун, цадик, фэй, хаф (“манцепах”).
И именно эти буквы рассматриваются как символ избавления нашего народа. (Избавление всегда приходит в самом конце, как выход из периода страданий).
Эти пять букв символизируют пятерых праведников:
Хаф-софит — символ первого праведника, Авраhама. Всевышний дает ему испытание (первое из тех, что записаны в Торе), когда говорит «лех-леха» — «иди себе».
Мэм-софит — символ второго праведника, Ицхака. Когда филистимляне просят Ицхака уйти, говоря, что стали бояться его, они произносят фразу: «ацамта мимену меод» (уходи, так как «ты намного могущественнее нас»).
Буква Яакова — нун-софит. Яаков, моля Всевышнего, чтобы помог противостоять Эйсаву, знает, что брат идет ему навстречу вместе с четырьмястами воинами. Яаков говорит: «Спаси меня от рук моего брата» (hацилейни — спаси меня, на — сейчас).
Фэй-софит — это символ Йосефа. И это его пароль. Только в его имени есть конечная буква фэй. Перед смертью Йосеф передает свой пароль сыновьям Яакова. Это то, что должен будет произнести избавитель, посланный Б-гом, чтобы вывести народ из Египта. Из-за Йосефа евреи оказались в Египте, ведь именно он позвал сюда отца и братьев, чтобы спасти их от разразившегося в всем мире голода. И вот теперь просто так из Египта не выйдешь — невозможно. Египет — страна запечатанная и закрытая.
Но, благодаря Йосефу, благодаря его паролю, Исход все-таки состоится! Его пароль – “фэй-софит”. Слова, произнесенные им, а впоследствии и Моше, — «пакод пакадети» («вас вспомнил» — имеется в виду, Всевышний вспомнил евреев). Эти слова могут нести и другие смыслы: вспомнил, наказал, пересчитал, возвысил.
Цадик-софит — освобождение из изгнания, символ Машиаха. Имя его, как сказано в книге пророка Захарьи, — Цемах Шмо… Ицмах (то есть «Растение, Вырастающее из Себя»).
В молитве Амида в благословении, в котором мы просим о приходе Машиаха, есть следующие слова: «И росток Дома Давида, раба Твоего поскорее взрасти и возвысь его в Избавлении Твоем…». Нетрудно увидеть, что это — парафраз из сказанного пророком Захарьей.
Итак, пятеро — три праотца, плюс Йосеф и Давид.
Йосеф приносит избавление от первого изгнания (Египетского), Давид — избавление от последнего изгнания, нынешнего.
Маhараль, разбирая слово «пакод», являющееся паролем Йосефа, говорит, что в этом слове зашифрован период египетского изгнания. Слово пакод состоит их трех букв — «пей», «куф», «далет», и Маhараль рассматривает имена этих букв (подчеркнем — не сами буквы, но их имена! Рассмотрению подвергаются те составляющие буквенных имен, которые не произносятся при прочтении слова). Итак, имя буквы пей должно быть записано буквами пей и hей (произносится только «п»); имя буквы «куф» пишется буквами «куф», «вав» и «фэй-софит» (произносится «к»), а буква «далет» пишется с использованием «далет», «ламед» и «таф» (произносится «д»).
«Технология» такого анализа называется милуй — наполнение, добавление до целого:
Берем не произносящиеся составляющие буквенных имен: hей, вав, пей, ламед, таф. Гематрия hей — это 5. Вав — 6. Пей — 80. Ламед — 30. Таф — 400. 5х86=430. Все наши муки, связанные с Египтом, длились 430 лет. В книге Шмот (глава 12, посук 40) сказано: «Время же пребывания сынов Израиля в Египте 430 лет».
1/5 от 430-ти — это 86. У нас есть предание, что на протяжении последних 86 лет в Египте жизнь евреев была наиболее невыносимой.
Получается, что пароль, переданный Йосефом, сообщает о времени пребывания евреев в Египте и о самом ужасном периоде рабства.
Буква фэй-софит символизирует в иудаизме гнев.
«Аф» на иврите — гнев. Правда, это слово может быть переведено и как “нос”. Мимика носа наиболее полно и явно отражает состояние гнева. Когда человек в гневе, его ноздри раздуваются, и как будто пышут жаром.
(Интересно, что в Биркат hаМазон фэй-софит вообще отсутствует. Есть предание, согласно которому тот, кто произносит Биркат hаМазон со всем усердием и вдумчивостью, никогда не будет подвергнут гневу Всевышнего).
В имени Йосефа фэй-софит как будто помогает переварить, преодолеть гнев Творца, справиться с ним, противостоять ему. Ведь жуткий голод, обрушившийся на землю, случается не сам по себе, но по Его воле. И только Йосеф оказывается способен даже в таких невероятно сложных условиях – прокормить весь мир.