Йосеф – продолжение Яакова

Йосеф продолжение Яакова

Мы уже говорили, что символ Йосефа — бык, одно из четырех существ, находящихся в основании Престола Всевышнего.

Йосеф по природе своей не может допустить неправильных поступков. Если он обнаруживает в себе какое-то зло, его задача побороть, преодолеть, уничтожить, что называется, на корню.

Йосеф — это продолжение Яакова. Как написано в книге Берейшит (глава 37, посук 2): «Вот родословие Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот…». Из этого стиха напрашивается вывод, что у Яакова только один наследник — Йосеф. И этот вывод совсем не беспочвенный.

Мидраш говорит, что все, произошедшее с Яаковом, произошло потом и с Йосефом.

В судьбе Йосефа отразилась судьба Яакова. Первого не любит брат его, и второго не любят его братья. И того, и другого хотят убить. И у одного, и у второго матери родили только двух сыновей. Оба женятся в отсутствие родителей. И так далее.

То, что Йосеф — продолжение Яакова, имеет ряд аспектов. Один из них прокомментирован в книге «Михтав ми-Элияhу», автором которой является рабби Элияhу Элиэзер Деслер. И вот что здесь говорится: удел Яакова в этом мире — унизительные муки (он работник, которого обманывают, брат хочет его убить, сыновья хотят убить любимейшего из его сыновей. Муки Йосефа еще хуже — он не работник, он раб, что намного тяжелее. Раб не имеет вообще ничего, ни своего имущества, ни прав. Его даже невозможно обмануть, раз он никто и ничто и ничем не владеет.

Яакова обвиняют двое: Эйсав (в воровстве первородства и благословения) и Лаван (в воровстве дочерей и внуков — «ты украл мое сердце!»), хотя Яаков всегда тяжело работает и за все расплачивается сполна; и можно себе представить, каково жить с предъявленными тебе необоснованными претензиями и обвинениями. С Йосефом история повторяется. Сначала его обвиняют братья (об этом подробно чуть позже). Затем жена Потифара — он, якобы, хотел ее изнасиловать! Подумать только — супругу своего хозяина, хозяйку дома! Она заявляет: «Я закричала — он убежал».

Таких тяжелых испытаний мы не видим ни у кого — ни у Авраhама, ни у Ицхака, ни даже у Яакова. Зачем же Всевышний посылает их Йосефу?

Если рассматривать обобщенно, не вдаваясь в отдельные детали, то это не наказание за грехи, а так называемые «муки любви». Сказано в Мишлей: «Того, кого Всевышний любит Отцовской любовью, того Он и укоряет». Этот укор, эти муки — не те, которые даются в наказание для очищения и исправления после совершенных проступков. Это муки, цель которых возвысить человека. И как пишет рав Деслер в «Михтав ми-Элияhу», каждый человек имеет некий физический уровень, и именно таким способом (такими «мучениями любви», посланными Творцом) этот уровень вычищается практически до блеска, до полной чистоты и истонченности. Физическая составляющая человека становится правильной и тонкой и уже почти не существует.

Примером может служить Яаков. Как говорят наши Мудрецы, праотец Яаков не умер, но перешел из физического в духовный мир, то есть его физическая сторона так истончилась, что от нее практически ничего не осталось. То же самое было и с Йосефом.

Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.