Йосеф – основа еврейского народа

йосеф - основа народа

В нескольких местах Торы говорится, что Яаков мечтал жить спокойно

(Йосеф, кстати, тоже мечтает об этом).

Но как только Яаков пытается реализовать это желание, с ним немедленно происходит какая-то крупная неприятность. Первый раз это случается после того, как ему уже удалось распрощаться с Лаваном, и даже уже позади его встреча с Эйсавом, который хотел его убить, но ушел мирно. Яаков доходит до города Шхем и делает остановку. Это его первая остановка в Западном Израиле. Как сказано, – «И пришел Яаков благополучно в город Шхем, который в стране Кнаан, по пути его из Падан-Арама, и расположился перед городом. И купил участок поля, на котором раскинул шатер свой, у сыновей Хамора, отца Шхема, за сто монет…» (Берейшит, глава 33, посук 18,19). Раскинул шатер, значит, решил обосноваться надолго, для чего, собственно, и купил участок.

Есть предание, что к Шхему Яаков подошел накануне Шаббата. И потому не вошел в город, остановился у его черты. Мидраш говорит, что у Всевышнего это вызвало возражения: «Ты хочешь Субботу в этом мире? В этом мире нет для тебя Субботы!». И сразу же после стиха о покупке участка земли следует рассказ о несчастье, случившемся с Диной.

Идем дальше. Глава 37, посук 1, Книга Берейшит: «И поселился (более правильный перевод — осел, обосновался, прим. автора) Яаков в стране проживания его отца, в стране Кнаанской». Как говорит предание, Б-г вновь укорил Яакова: «Твой отец проживал тут, но не укоренялся. Он ощущал себя чужим. А ты собираешься прочно осесть!..» И сразу же следует рассказ о продаже Йосефа в рабство.

Та же история и с Йосефом. Книга Берейшит (глава 39) рассказывает о том, что происходит с ним в рабстве. Предание, основанное на 81-м псалме, говорит, что одной из обязанностей Йосефа в доме Потифара было перемешивание кипящей в котле пищи. Он должен был делать это голыми руками! «Отнял Он руки его от котла», – говорится в псалме. Очень постепенно Йосеф поднимается на все более высокий уровень, пока не становится главным в доме Потифара. Читаем (глава 39:6): «И оставил он (Потифар) все, что у него, в руке Йосефа… …Йосеф был красив станом и красив видом». Но тут же, немедленно, хозяйка подняла глаза свои и посмотрела на Йосефа, и сказала: «Ляг со мною!» (39:7). И начался новый круг мучений.

Всевышний словно говорит Яакову и Йосефу: «Не достаточно ли вам спокойствия в мире Будущем, место в котором у вас уже есть? Вы хотите спокойствия еще и в этом мире? Не получится!»

Таким, как Яаков и Йосеф, нечего исправлять в себе, в них самих уже все исправлено. Им нужно исправлять не себя, а окружающий мир. Всевышний наказывает их как будто за ошибки и промахи, которых на самом деле они не совершали. Нет ошибок. Одна видимость. Но вся среда, все окружение, не устает указывать на то, как плох Яаков и как ужасен Йосеф, и обвинять их за их «проступки»…

Вернемся к конфликту Йосефа с братьями

Начиная с Авраhама, положение в доме наших праотцев складывалось таким образом, что один из детей становился наследником отца, продолжал его дело, встраивался в будущую цепочку еврейского народа, а другие дети отсылались прочь из дома. Тора говорит (Берейшит, глава 25, посук 6): «А сынам наложниц… дал он (Авраhам) подарки и отослал их от Ицхака еще при жизни своей на Восток…».

У Ицхака также два сына, из которых избран один, а другой отторгнут. У Яакова двенадцать сыновей. Но сказано (глава 37:3): «А Исраэль любил Йосефа больше всех своих сыновей…». Йосеф же, со своей стороны, (там же, 37:2) «доносил о братьях худые вести».

Что же у них происходило?  С этим нужно разобраться!

Основной спор, который велся между Йосефом и его братьями, касался их статуса: должны ли они соблюдать законы как абсолютные евреи (хотя еще не дарована Тора), или они неевреи и должны жить по закону для сыновей Ноаха с добавлением некоторых, разрешенных им, устрожений.

Мнения расходились: братья считали себя абсолютными евреями. А Йосеф не соглашался. Он говорил, что сейчас они все в статусе сыновей Ноаха, но должны устрожать во всех вопросах.

На практике такое разногласие имело вполне определенные последствия. Так, по закону шхиты (кошерного убоя животных), для евреев было разрешено употреблять в пищу не только кошерно зарезанную самку, например, коровы или овцы, но и ее детеныша, вынутого из утробы, если убой происходил на последнем сроке беременности. Причем детеныш не нуждался в шхите. Его можно было есть и без этого, то есть, так, как будто и для плода была сделана шхита.

Основанием служило прописанное в Торе правило, что «все, что с животным, разрешено в пищу».

(В наше время плод животного не разрешено есть без шхиты).

В те времена, о которых идет речь, неевреям есть нешхитованный плод запрещалось, так как им не было разрешено «употреблять в пищу от живого». Что делали сыновья Яакова? Они намеренно ели такое мясо, чтобы показать себя стопроцентными евреями. А Йосеф доносил отцу: «Братья подозреваются в поедании неубитых животных!!!»

И братья усматривали в доносительстве Йосефа его стремление выжить их из дома и, в конечном счете, исключить из еврейского народа. Ведь это — то же самое, что происходило с в предшествующих поколениях, в домах Авраhама и Ицхака!

Братья подозревают Йосефа, и им кажется, что их подозрения обоснованны: он хочет, чтобы отец отказался от них и оставил рядом с собой только этого сновидца! Ясно же, что он тщательно подготавливает почву!

В иудаизме есть понятие преследования. Братья видят в Йосефе преследователя. Он – прямая угроза их существованию. По еврейскому закону, преследователя можно убить любым способом.

Когда Йосефу снятся сны и он рассказывает их братьям по прямоте душевной, они видят в этом подтекст и нарочитость. Им кажется, что он намекает на их будущую зависимость он него. Они знают, что, когда Ицхак благословил Яакова, он сказал: «И поклонятся тебе сыновья твоей матери». В снах, рассказанных Йосефом, его братья видят явную связь.

Йосеф – цадик, Йосеф – основа еврейского народа

Но братьям кажется, что им эта основа не нужна. Так порой происходит с жильцами пятого этажа, которые долго сидят в своей квартире, и даже забывают о том, что есть первый этаж, второй, третий, четвертый… Что есть, в конце концов, фундамент. Им кажется это чем-то ненужным, второстепенным, ведь и на пятом этаже находится все, что необходимо для жизни! Понимание ошибки, раскаяние, приходит к братьям позже.

Итак, Йосеф успешный правитель. Он прекрасно справляется с обязанностями и ответственностью лица, власть предержащего. Но он не может быть царем. Главой правительства – да. Премьер-министром – да… Но никогда царем или президентом. Он слишком в рамках, и полностью подавляет в себе малейшее зло… Царь не таков.

О снах Йосефа, о его доверии к Творцу, о старании, которое есть противоположность упованию, об Эфраиме и Менаше (и о делении на два дополнительных колена), а также о том, что только Йосеф, как потомок Рахели, может воевать с Амалеком, мы поговорим в следующий раз.
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.