Йеhуда – четвертый сын Яакова

Йеhуда

Говоря об особенностях того или иного колена, всегда имеет смысл вначале остановиться на имени его родоначальника. Имя Йеhуда содержит в себе четыре буквы от имени Вс-вышнего, плюс «далет».

Рабби Акива, рассматривая символику каждой буквы нашего алфавита, говорит: «алеф» – символ преподавания, «бэт» – мудрости, «гимел» – это гомель, отдавать, а «далет» – получать… Даже вид буквы «далет» напоминает бедного человека, выставившего позади себя протянутую руку; он как будто рассчитывает, что ему что-то дадут, и в то же время не хочет знать, кто это будет.

В имени Давида, потомка Йеhуды, две буквы «далет». Давид видит себя бедным, ничтожным, неимущим. Он просит: «Вс-вышний, помоги мне! Хотя бы потому, что я опорожнен, как пустое ведро!» (Псалом 116,6) (… А ведь ведро можно наполнить только тогда, когда в нем ничего нет; но если оно уже заполнено, это невозможно).

Еще один символ буквы «далет» – четверка. Йеhуда – четвертый сын Яакова.

Интересно, что «далет» в большей степени женский символ, нежели мужской (у нас четыре праматери). Еще один женский символ – буква «hей». В иврите почти всякое женское имя (около 80%) оканчивается этой буквой. В имени Йеhуда присутствуют две буквы «hей». Как известно, впоследствии он женится на Тамар, в чьем имени нет ни одной «hей». Их отношения будут строиться соответствующим образом: Йеhуда займет «женскую» позицию, Тамар – «мужскую». Кто кому предлагает брак? Тамар Йеhуде. Вообще, женщины этого колена ведут себя более мужественно, а их мужья более женственно. Вспомним Боаза и Рут; Давида и Авигайль, чье имя означает «отец радости» – она все время указывает мужу, как нужно себя вести.

Для каждого царя из колена Йеhуды огромное значение имеет его мать. Если у кого-то в этом колене сильным был только отец, но мать силой не отличалась, такой человек не мог стать царем.

В книге «Цари» в связи с каждым царем из колена Йеhуды упоминается и его мать. Благодаря этому, мы можем проследить, как строились отношения царственных женщин с их мужчинами — более или менее на равных. Подтверждение данного вывода можно обнаружить непосредственно в Торе. Сказано в «Кузари»: «У нас есть не только слова Торы, есть и интонации Торы». Действительно, если внимательно посмотрим, как записан диалог Йеhуды и Тамар, обратим внимание на закорючки и маленькие значки, мы убедимся, что разговор идет на равных – как он к ней, так и она к нему (в том же духе и тем же тоном).

Йеhуда своим появлением на свет привносит в мир важное новое качество. Его мать Леа, родив его, восклицает: «Сейчас я буду благодарить Вс-вышнего». Желание благодарить Б-га присуще Йеhуде, как никому до него. Этого намерения мы не находим ни у Авраhама, ни у Ицхака, ни у Яакова. Леа первая. И ее сын Йеhуда на протяжении всей своей жизни наибольшие силы будет отдавать благодарности.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.