Йеhуда и Давид – выбор после поступка

выбор

Творя мир, Вс-вышний хотел, чтобы Его восхваляли. Он жаждал этого. Первым, кто утолил Его жажду, был царь Давид, потомок Йеhуды.

Кстати, по поводу имени Рут (прабабушки царя Давида) есть много мнений. Вот одно из них: имя происходит от слова «равая» – утолить жажду. То есть, качество спасительного утоления жажды в этом имени уже заложено. А Давид не только потомок Йеhуды, но и потомок Рут.

Корень имени Йеhуда на иврите имеет два совершенно разных значения. Одно – леhодот – признаваться. Ани моде – я признаюсь. Второе – благодарить. Ани моде – я благодарю. Человеку довольно тяжело признаваться. Признаваясь, мы как будто демонстрируем, что нуждаемся в ком-то другом. Но и выражая благодарность, мы также показываем, что нуждаемся в ком-то. Получается, что признание и благодарность по сути своей очень близки.

До поры до времени Йеhуда на исторической арене не появляется. Впервые мы видим его только во время продажи Йосефа. Именно он предлагает его продать, в то время как остальные братья склонны убить. Йеhуда — единственный, кто хочет решить проблему другим путем, без крови. И братья с ним соглашаются.

А когда Йеhуда видит, как страдает их отец, оплакивая потерю сына, он берет ответственность на себя и снимает с себя полномочия царя. Но наказание этим не исчерпывается. Творец, как и положено, предоставляет ему, готовому отвечать, возможность компенсировать ущерб. В соответствии с еврейским законом: украл что-то одно — возмести в двойном размере (чтобы никому неповадно было воровать!). И так как Йеhуда «похитил» у отца одного сына, у него самого погибают два. Вот почему Яаков станет  больше прислушиваться к Йеhуде, чем к остальным сыновьям, и больше ему доверять, ведь оба они – отцы, потерявшие сыновей.

Именно Йеhуде удается убедить Яакова отпустить с ним в Египет Биньйомина. Он берет на себя ответственность за него. И когда Йосеф хочет Биньйомина задержать, Йеhуда предлагает замену — себя в качестве раба, вместо младшего из братьев («отец не переживет!»). Его позиция тверда: я виноват в продаже Йосефа, я искуплю вину, продав себя в рабство!

Йеhуда демонстрирует высочайший уровень ответственности. Не только в данной ситуации, но и в истории с Тамар. Неправильный поступок совершен, ответственность за него принята на себя, – и далее следует расплата.

История отношений Давида и Бат-Шевы имеет ту же основу: совершается неправильное действие, за ним наступает ответственность, за нею расплата.

Вообще, проступки Йеhуды совершаются им как будто помимо воли. Он действует так, а не иначе, поскольку не имеет выбора. Вс-вышний ставит его в ситуацию, подводит к такому испытанию, когда Йеhуда может поступить только так, и не иначе. Ситуация выбора наступает уже потом, назавтра, и это крайне тяжелый выбор: что делать, когда уже случилось? Он как бы просыпается, выходит из забытья. Тамар беременеет и отдает ему те вещи, которые он ей оставил. «Чье это?». Вот теперь у него есть выбор: признаться или не признаваться. Он знает: если сознается, Яаков вычеркнет его из числа своих сыновей. И тогда – потеря всего духовного будущего! На одной чаше весов – признание, справедливость и ответственность, на другой – потеря всего.

Человек, стоящий перед таким выбором, как будто выбирает между жизнью и смертью.

Что делает Йеhуда? Признается! И получает царство. Решаясь на этот шаг, он уверен, что все теряет, но Б-г показывает: это и есть тот выбор, который Ему угоден.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.