У колена Йеhуды есть также нееврейские друзья.
Это колено царей, а царство должно иметь широкие связи. Сам Йеhуда дружит с неевреем по имени Хира. У Давида в друзьях ливанский король Хирам, который строит ему Дворец (без каких бы то ни было просьб, исключительно по собственной инициативе). После смерти Давида Хирам продолжает дружить с его сыном Шломо.
В Книге Царей (1 книга, 5 гл.) приводится переписка, имевшая место между Хирамом и Царем Шломо. Хирам, царь Хира, узнав, что Шломо помазан на царство после смерти Давида, шлет к нему своих рабов с дарами. Хирам счастлив. Он был другом Давиду во все дни его жизни, и теперь с радостью пишет (там же, строка 15): «Благословен Г-сподь, пославший Давиду такого мудрого сына!»
Представители колена Йеhуды постоянно подвергаются сложнейшим испытаниям.
Особого внимания заслуживает испытание Йосефа женой Потифара и «соблазнение» Йеhуды его невесткой Тамар. Они описаны одно рядом с другим, и не просто с нарушением хронологии, но как будто бы специально вставлены друг в друга. То есть, в повествование о продаже Йосефа, буквально вклинивается история Йеhуды и Тамар, и затем Тора вновь возвращается к «брошенному» на время сюжету, продолжая рассказывать о продаже Йосефа в рабство.
Почему эти события так плотно вписаны одно в другое? Ведь наверняка неслучайно!
Приведем два объяснения. Первое дает устное предание.
В этот момент все плачут – «все заняты постом и мешковиной (тот, кто в трауре, надевает на себя мешок)». Яаков оплакивает потерю сына Йосефа, Йосеф оплакивает себя, ведь он в рабстве, Ицхак, отец Яакова, зная, что Йосеф жив, оплакивает Яакова, который этого не знает, и потому сейчас в трауре и страшном горе. Братья оплакивают свой скверный поступок, из-за которого страдает отец, Йеhуда плачет с братьями, но не только сокрушаясь о содеянном. У него личное горе, он понес утрату, потерял сыновей. А чем занимается в это время Вс-вышний? Создает Свет Машиаха, то есть закладывает основу, от которой в будущем произойдет Спаситель, «человек из рода Переца», потомок сына Йеhуды и Тамар.
Приведем и второе объяснение.
Испытание Йосефа и испытание Йеhуды – два противоположных испытания.
Йосефу следует воздержаться от греха. Конечно, это не просто. Но когда человек сознает, что подвергается испытанию, и понимает, что, одержав победу над своими слабостями, обязательно ощутит огромное удовлетворение, он согласен заплатить за это любую цену.
Испытание Йеhуды в корне иное. Он совершает поступок, не чувствуя даже намека на грех. А потом вдруг обнаруживает весь ужас содеянного. Его испытание в том, как он примет свою ошибку, и как постарается ее искупить и исправить.
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.