Идолопоклонство
В прошлый раз мы затронули трудную тему, связанную с идолопоклонством, упорно возникающим в еврейской среде. Рассмотрим же некоторые причины этого явления.
Мы уже упомянули типично мужского идола, которым являлся бааль, «хозяин». Он представляет собой небольшую статуэтку, божка, олицетворяющего победу над соперником. Символика бааля — солнце.
Разновидность типично женского идолопоклонства — аштарот, также олицетворяющие богатство; к аштарот относится ашира, опять-таки символ богатства, а также успеха и размножения.
Ашира — это хвойное дерево, о поклонении которому есть упоминание в Торе. Данная разновидность идолопоклонства была больше распространена у народов севера, где на долгие зимние месяцы природа замирает. Кажется, что весь мир как будто умер, а хвоя продолжает жить и вселяет надежду. На пике морозной зимы, когда день самый короткий, а ночь — длиннее не бывает, – хвойное дерево символизирует надежду: свет еще вернется (на ветвях зажигают огни), земля еще даст урожай (под дерево кладут подарки) — еще немного, и все возродится к новой жизни, мир не прекратит своего существования. Танцы вокруг елочки — это остатки старинных обрядов. Символика ашира — луна, женское начало.
Нередко идолопоклонство попадает в Израиль, как нечто внедренное извне, привнесенное. Так например, поклонение ашира привезено было в Землю Обетованную женой царя Ахава Иезевель. Ахав – потомок Эфраима. А Иезевель была дочерью Сидонского царя, женщиной, погрязшей в идолопоклонстве и колдовстве.
Однако, справедливости ради, нужно признать, что и внутренние причины могут приводить к тому же греху.
Так случается после смерти царя Шломо, когда Израиль делится на два государства — Иудею и Израиль. Первый царь Израиля, Йеровам (также из колена Эфраима), устанавливает в Израиле двух идолов — двух золотых тельцов, одного на севере, на территории колена Дана, второго в Бейт-Эле.
Зачем и почему?! Назовем две основные причины:
Иерусалим, в котором стоит Храм и куда евреи ходят хотя бы раз в году, оказывается на неподведомственной Йероваму территории. Царь опасается, что если так будет продолжаться и дальше, он утратит влияние на подданных — ведь там, «на чужой стороне», с ними станут общаться подданные «другого» государства, те примутся агитировать и накручивать этих, и, кто его знает, чем все закончится. Это — причина первая.
А вот и вторая. Раз в восемь лет в Иерусалиме выполняется заповедь hакhэль — собирается всеобщее собрание народа, перед которым царь Иудеи читает Тору, а все собравшиеся внимают ему стоя. Но как будет выглядеть царь Израиля, если ему придется стоять перед царем Иудеи?! Нет, такое никак не возможно!!! И царь объясняет подданным, что их великий прадед Йосеф в благословении Моисея сравнивается с быком. А телец — это маленький Бык. И Йеровам выбрал тельца именно потому, что бык — во-первых, символ его колена, а во-вторых, это один из ликов колесницы Творца — одна из форм того, как Всевышний правит миром.
Добавим: этот поступок Йеровама привел к тому, что десять колен еврейского народа были потеряны. Мы не знаем, где они, и только ждем, чтобы они к нам возвратились.
Машиах бен Йосеф
Есть в иудаизме важное понятие — «Машиах бен Йосеф». Оно, по сути, отражает главную задачу, стоящую перед коленом Йосефа. Задача эта в том, чтобы приготовить все для царя Давида или его потомка, захватить Израиль, одержав победы в войнах с враждебными народами, и привести к тому, чтобы образовалось и утвердилось еврейское государство — его территория и власть. Затем передать все это потомку Давида (Машиаху бен Давид).
Весь ход еврейской истории показывает, что Машиах бен Йосеф, как правило, всегда погибает: он исполняет свою миссию и оставляет историческую арену.
Яркий тому пример Йеhошуа бин Нун, воспитанник и преемник Моисея. Он — первый, кто воюет с Амалеком. Он создает Израильское государство. Но у него нет сыновей, которые могли бы продолжить его путь.
Один из величайших каббалистов в мире, Ари hаКадош (жил в 16-м веке в Цфате), просил, чтобы евреи молились о Машиахе бен Йосефе — о том, чтобы он не погиб. Считается, что если Машиах бен Йосеф погибает, его приход и уход сопровождаются большим количеством неприятностей; но если он остается жить, – смена времен происходит более мягко.
Машиах бен Йосеф должен служить «престолом», на который Машиах бен Давид должен будет взойти и сесть. Это задача чрезвычайно сложная — создать самому и уступить другому, отказаться от соперничества, соревнования.
В книге Йехезкеля (37:15) описано пророчество, полученное от Всевышнего в виде прямого указания: «А ты, сын человеческий, возьми себе одно дерево (посох) и напиши на нем: Йеhуда с сыновьями Израиля и его (Йеhуды) соратниками. И возьми (еще) одно дерево (посох) и напиши на нем: Йосеф и дерево Эфраима, и весь дом Израиля, с его (Эфраима) соратниками и друзьями… И привяжи одно (дерево) к другому, и они станут одним в твоих руках». Так, – говорит пророк, – наступит объединение еврейского народа. Оно приведет к прекращению деления на группы (касты, общины, течения и т. п.).
Спровоцированное братьями, это деление началось с Йосефа. Йосефу надлежит его и остановить.