Его символика — корабль, его драгоценный камень бриллиант, не имеющий своего цвета, но отражающий все цвета радуги. Еще один символ Звулуна – белый цвет – который и все, и ничего.
Звулун получил территорию, на которой не было земли, – только берег моря с песком, не пригодный ни для скотоводства, ни для земледелия. Он очень переживал, что у него нет земли. Все что-то выращивают, чем-то занимаются. А он имеет лишь символический надел, и ему не остается ничего другого – только коммерция. Он не специализируется ни на каких определенных видах продукции. (Скажем, кто-то продает баклажаны и лук, кто-то мясо, кто-то ткани, кто-то драгоценные камни, или орудия производства…). Звулун торгует всем, продает и покупает все. Глобальная коммерция – вот его удел – продажа всего, и ничего конкретного. Звулун символизирует мореторговлю, и все экономические отношения с другими народами. (Военные отношения – это Гад, дипломатические – Йеhуда).
Корень колена Звулун – звул – дом. Это имя дает ему Леа, поскольку ей было открыто, что колен будет 12, а это ее шестой ребенок. Она понимает, что удостоилась родить половину (и половина «дома» принадлежит ей).
Понятие дома для Звулуна чрезвычайно важно. Человек, занимающийся мореплаванием, должен ощущать, что у него есть прочный дом, в который он всегда может возвратиться. И чем сильнее ощущение дома, тем смелее он уходит от него дальше.
Звул, Дом – это еще и одно из названий Храма.
Интересная подробность, которую мы уже упоминали: Яаков, благословляя своих сыновей, сказал о Звулуне прежде, чем об Иссасхаре. И точно так же Моисей, благословляя 12 колен, повторил этот измененный порядок (Дварим, 33:18): «…радуйся Звулун, когда выходишь, и Иссасхар в шатрах твоих». Возникает вопрос – почему на первое место поставлен Звулун? И о чьих шатрах идет речь – Звулуна или Иссасхара? Постараемся найти ответ, но прежде посмотрим следующий стих (Дварим 33:19): «Народы позовут они на гору, там принесут они жертвы справедливости, ибо изобилием морей питаться они будут, сокровищами, скрытыми в песке».
Кажется, вместо ответа, мы получили еще один вопрос: о ком идет речь в 19-м посуке – о Звулуне, упомянутом в начале 18-го, или об Иссасхаре, упомянутом в его конце? Поняв это, обнаружим, что первые два вопроса сами собой разрешились.
На этот счет есть два комментария. Согласно одному из них, Звулун, занимаясь морской торговлей, проявлял себя настолько порядочным и настолько честным человеком, что неевреи, имевшие с ним общие дела, или когда-либо заключавшие сделки, буквально испытывали потрясение. Степень его честности производила на всех такое сильное впечатление, что людям хотелось вести с ним дела уже не только на своей, но и на его территории. Их тянуло приехать туда, где живет такой человек, и посмотреть на место, в котором он живет.
Так партнеры Звулуна добирались до Израиля, а добравшись, решали, что естественно сделать еще один шаг. «Если уж мы в Израиле, стоит пойти посмотреть, во что верит этот народ!!!». Доходили до Храма, видели, что там происходит, и делали гиюр (приносили жертвы справедливости. Гер-цедек — это человек, сделавший гиюр, справедливый). Таким образом, Звулун совершал Кидуш аШем (возвышение имени Творца) посредством своей коммерции.