Итак, мы подходим к завершению разговора о колене Йеhуды. Но тема не будет полностью раскрытой, если мы не вернемся напоследок к женщинам этого колена, оказывающим особенно сильное влияние на главные качества тех, кто к нему принадлежит.
Давайте проанализируем, на ком женятся представители колена Йеhуды? Нужно отметить, что из 12-ти колен сынов Израилевых описываются браки только двух колен – Йосефа и Йеhуды, поскольку именно они – главные дети Рахели и Леи.
Кстати, Мудрецы расходятся во мнениях относительно того, кого брали в жены остальные 10 колен. Этот спор идет между рабби Иеhудой и рабби Нехемией. По мнению рабби Иеhуды, там женились на сестрах, сведения о которых даны намеком, но ничего не написано прямым текстом. Что это означает? То, что повторяется ситуация, имевшая место сразу же после сотворения мира. Ведь точно так же первые сыновья Адама и Хавы — Эвель и Каин вынуждены были брать в жены своих сестер. Вс-вышний не стал создавать еще одну пару людей, у которой бы родились девочки, т.к. следовало сохранить единство и не допустить разногласий и делений. Во всяком случае, людей вначале должно было быть как можно меньше. (Чтобы никто не говорил детям — «ты похож на одного дедушку, а ты на другого!»)
Рабби Нехемия говорит, что эти десять колен женились на жителях Кнаана, и это шло вразрез с волей Авраhама и Ицхака. Правда, нельзя забывать, что Авраhам, Ицхак и Яаков – корни еврейского народа. Они питают нас до нынешнего времени. У них все должно было быть на высочайшем уровне. Но позже, тогда, когда создаются 12 колен, евреи уже в состоянии “переварить” и кнаанейцев.
Так на ком женятся мужчины из колена Йеhуды?
Сам Йеhуда женится сначала на Бат Шуа. Тора называет ее отца кнаанейцем. Ункелус переводит на арамейский слово «кнаанеец» как купец, торговец, подчеркивая, что отец Бат Шуа не был кнаанейцем в общепринятом смысле. Маленькое примечание: имена женщин в семействе Йеhуды часто повторяются или перекликаются. Имя одной из жен Давида — Бат Шева — перекликается с Бат Шуа. А в Диврей hаЙамим (1-я Хроника, 3-я глава, 5-я строка) Бат Шева вообще называется Бат Шуа! Еще одна любопытная деталь. Мы нигде не видим в Торе, чтобы Яаков искал невест для своих сыновей. Однако Йеhуда ищет жену своему старшему сыну и находит Тамар. По преданию, она происходит из рода Шема. (На ней женится старший сын Йеhуды Эр, затем второй сын Йеhуды Онан, а в конце концов, и сам Йеhуда).
Мы уже говорили раньше, что Йеhуда, принимая на себя ответственность за свой поступок по отношению к Тамар, тем самым, проявляет способность исправлять любую, даже самую тяжелую ситуацию.
Эту же способность несут в себе все женщины колена Йеhуды. Они, почти всегда, «с историей», они уже побывали замужем, настрадались, узнали жизнь… Пример – Тамар. Еще пример — Рут, вначале бывшая женой Махлона, и только после периода вдовства и испытаний, ставшая женой Боаза. Еще один пример — Авигайль, бывшая вначале женой Наваля, и лишь впоследствии ставшая женой Давида. И еще пример — другая жена Давида, Бат Шева, в прошлом жена Урия Хеттейского. И даже жена Давида Михаль в какой-то момент была отдана Палтиэлю, а потом вновь возвратилась к Давиду. Все женщины Йеhуды – с прошлым. Полный контраст с коhаним, у которых жены должны идти замуж девственно чистыми. (Исключение – только для вдов).
Отсюда видно, что жены в колене Йеhуды, так же, как и мужья, несут в себе возможность исправления. Думаете, у женщины с прошлым нет шансов стать царицей? В колене Йеhуды это опровергают. И еще: именно женщины колена – инициаторы брака!
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.