Женщины колена Ашера – Серах бат Ашер

Серах

У Ашера была дочь, имя которой упоминается в Торе.

Речь идет о Серах. Она умела преподнести самую трудную новость (как очень страшную, так и невероятно радостную), как будто «сдобрив» ее маслом, смягчив, сделав более легкой. Так, когда братья, вернувшись из Египта, должны были сказать отцу, что Йосеф жив, и боялись, что он, столько лет оплакивавший сына, не выдержит новости, умрет от разрыва сердца, Серах, увидев их замешательство и сомнения, взялась сама передать деду эту весть. Она запела: «Йосеф еще жив, Йосеф жив, Йосеф – царь Египта…» Это выглядело как песня, которую она сочинила, как сказка, которую она придумала. Яаков сказал спасибо… и что ему это так приятно… и что пение внучки вселяет радость и надежду… и что если бы Всевышний это слышал, то дал бы ей долгие-долгие годы жизни. Это было большое благословение.

Серах – одна из тех немногих, кто вошел живым в рай.

Когда евреи спускаются в Египет, Серах идет вместе со всеми и слышит пароль, сообщенный Йосефом, – тот, кто придет избавить еврейский народ, должен сказать «пакод йифкод» – «вспомни»! Когда Моисей приходит и произносит пароль, все обращаются к старой Серах, – он ли тот самый избавитель? Она подтверждает. В Книге Царей она характеризуется как звено, объединяющее Йосефа и Моисея.

Серах знает еще одну важную тайну – место захоронения Йосефа, который еще при жизни попросил своих братьев не хоронить его в земле Египта, чтобы могила его не превратилась в место паломничества и поклонения египтян, которых он спас от голода. По его завещанию, его положили в ковчег и опустили в Нил. Когда Моше должен был вывести народ из Египта, и в последнюю ночь все евреи были заняты сборами, сам Моше занялся поиском места захоронения Йосефа, без тела которого он не мог совершить Исход. Но как найти? Ведь ночь, и Нил большая река, одна из крупнейших в мире! И тогда пришла Серах и показала, где захоронен Йосеф.

Благодаря Йосефу, евреи спускаются в Египет, благодаря Моше, совершают Исход. Серах их объединяет.

Еще раз мы встречаем Серах во время восстания Шева бен Бихри, выступившего против Давида (2-я Книга Шмуэль, глава 20, строка 16). В какой-то момент он скрывается в городе Авель Мааха, чьи жители целиком на его стороне. Здесь же, в этом городе, находится и Серах.

Йоав, военачальник царя Давида, окружает город, угрожая полностью его разрушить, а жителей уничтожить. И тогда «закричала одна умная женщина из города», обращаясь к Йоаву (2-я Книга пророка Шмуэля, гл. 20, строка 16): «Послушай слова рабы своей, а я из мирных и верных людей Израиля». Мидраш говорит: верные – это Йосеф и Моше.

Мир и миролюбие (шолом), как и полноценность, на иврите взаимодополняющие понятия. Своей речью, обращенной к Йоаву, Серах как будто говорит: «Я помирила (или объединила) верного с верным – Моше и Йосефа. Сейчас люди города верны Шева бен Бихри и не хотят его выдать. Но обещай, что если ты получишь голову Шева бен Бихри, одну только его голову, а город не тронешь, я попробую их уговорить!»

У Серах есть план. Она понимает, что горожане не выдадут повстанца «за просто так» – не пойдут на это.

И она придумывает выход. «Вы знаете, – говорит она им, – я договорилась с Йоавом, что, если мы сдадим ему тысячу человек, он нас оставит в покое. Что лучше – тысяча или весь город? Все соглашаются, но плачут… Она обещает, что снова потолкует с Йоавом. Делает вид, что уходит с ним говорить, возвращается и объявляет, что достаточно пятисот… Горожане снова плачут, и она, проделав то же самое, говорит, что хватит и ста… потом пятидесяти… Так она подводит их к тому, что достаточно сдать всего лишь Шева бен Бихри. И все ликуют. И охотно сдают мятежника.

продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.