Ашер – второй сын Зильпы, второстепенной жены Яакова со стороны Леи. Когда он рождается, Леа говорит, что теперь ее будут восхвалять все девушки, потому что у нее 8 детей (из 12). Ашрей на иврите – восхваление.
Яаков благословляет Ашера так (Берешит, гл. 49, 20-й посук): «От Ашера – тучен хлеб его и он будет доставлять яства царские».
В благословении, данном Моисеем, сказано (Дварим глава 33 посук 24): «Благословен от братьев Ашер». (В русских переводах чаще встречается – «Благословен среди братьев Ашер», – что кажется более понятным, но уводит от изначального смысла.) Многие комментаторы объясняют это «странное» благословение тем, что у Ашера было относительно мало сыновей, и значительно больше дочерей; в сравнении со всеми другими коленами, в колене Ашера был явный «крен» в пользу девочек.
Далее в благословении сказано: «Да будет он желан братьям его и окунает в елее ногу свою».
Имеется в виду такое изобилие оливкового масла, что не жалко им даже ноги омыть. Действительно, на территории колена Ашера, живущего на севере, росло великое множество прекрасных олив, из плодов которых приготавливалось огромное количество высококачественного масла для собственных нужд и для торговли.
Как-то раз жителям одной маленькой страны понадобилось оливковое масло. Они отправили к Ашеру посланников, снабдив их одним небольшим пустым кувшинчиком. Вместо кувшинчика Ашер наполнил им бочки масла, и это произвело на гостей неописуемое впечатление.
Колено Ашера было очень ухоженным, особенно отличались женщины, знавшие рецепты кремов и притираний.
Им, например, был известен секрет мази, которая снимала с тела весь волосяной покров. Дочери колена Ашера выходили замуж за царей и за главных священников (и тех, и других мажут маслом – на трон и на сан соответственно).
Один из исторических персонажей, достойный упоминания, – еврейский царь Пеках, сын Ремальяѓу. Увы, в устном предании о нем сказано много плохого.
Главное, он – необузданный чревоугодник, развратник, не сдерживающий себя ни в чем. Для примера скажем, что у царя Шломо был пышный, богатый, по-настоящему царский, но очень правильный стол. У Пекаха же ни в чем не было меры. Он на закуску съедал 40 сеа (мера объема) птенцов, которых держали в курятнике, не выпуская, дабы они не двигались и быстрее нагуливали вес. 40 сеа – это объем кошерной миквы! Поедание цыплят не что иное, как порча того, что могло бы вырасти, развиться, принести больше пользы. Такое поведение – ни что иное, как порча вещей.
Этот потомок колена Ашера использовал изобилие неправильным образом.
Еще один потомок Ашера – пророк Амос. В 6-й главе его Книги (4 посук) есть пророчество о неуемном пользовании изобилием. Амос из колена Ашера, он знает «предмет» и имеет право так о нем говорить!
«Те, кто лежат на ложах из слоновой кости…» (Из золота и серебра не интересно, – и тон не тот, и вкус дурной – под стать царю Египта такое ложе, пусть он и возлежит на золотом! Слоновая же кость – для тех, кто понимает! Она – большая драгоценность, всего лишь бивни из громадного слона, таких слонов штук двадцать переведут, чтоб ложе для вельможи соорудить!) Читаем дальше. «И, развалясь в своих постелях, они едят баранов жирных и маленьких птенцов из загонов. Они бренчат на эвеле и думают, что владеют этим инструментом, не хуже, чем Давид. Они вино пьют чашами и натирают себя лучшими маслами… (колено Ашера!). Они развращены»…
продолжение следует