Анатомия мира, анатомия человека

анатомия мира и человека

Придется нам сделать еще одно небольшое, но принципиально важное отступление.

Как сказано в главе Берешит, – «И создал Б-г человека по образу Своему, подобию Своему, и возвестил: «Пусть властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»». (Берешит 1, 26, 27)

Из этого вытекает, что, творя мир, Б-г творил его по тому же образу, что и человека. Поэтому мы можем пользоваться этим миром. Это соответствие можно обнаружить повсюду: в законах материального мира, в его истории и, конечно же, в самом Пятикнижии.

Структуру Торы можно без всяких натяжек и допущений рассматривать по аналогии с анатомией человека.

Так, книга Берешит, название которой происходит от слова рош (голова), соответствует именно человеческой голове. В этой книге есть такая особенность: если кто-то хороший, например, Авраhам, несущий монотеизм, то это влияет на всех его потомков. Если кто-то плохой, например Хам, то он плохой навсегда, без шанса исправления для потомства. Если участок в голове поврежден, страдает весь организм. Пример – Африка. В книге Берешит Ноах проклинает Хама. Его потомки населяют Африканский материк. Что бы кто ни делал, что бы в мире ни происходило, Африка остается проклятой. (Это не относится к каждой личности в отдельности, личность имеет абсолютно индивидуальный выбор, а народ – нет).

Книга Шмот соответствует рукам. В ней речь идет о порабощении евреев в Египте, затем об очень важной работе – если мы принимаем Тору, берем ее в свои «руки», – значит, творим благо для себя и всего мира; если не принимаем, роняем, – вызываем гнев Вс-вышнего, приводим мир к хаосу, становимся виновными в том, что разбиваются Скрижали; кроме того, руками мы строим Мишкан.

Книга Ваикра (внутренности) рассказывает о службе в Храме. Что делают коhены во время Служения? Сжигают на жертвеннике внутренности жертвенных животных.

Книга Бемидбар – ноги. Именно так, во множественном числе: в ней две части, как «две ноги». Первая – соответствует тем евреям, которые вышли из Египта, но не вошли в Израиль (они наказаны за грех разведчиков, за недоверие к Творцу, страх и нежелание исполнить Его волю – войти в Эрец Исраэль, – и на протяжении сорока лет умирают в пустыне), а вторая часть (или «вторая нога») – принадлежит входящим в Страну Обета и расселяющимся в ней.

Книга Дварим – ступни. Одна из ее недельных глав называется Экев (пятка).

Интересно отметить, что Десять Заповедей написаны в Торе дважды. Первый раз в книге Шмот, второй – в книге Дварим. Шмот параллельна рукам, Дварим – ступням, и то и другое имеет 10 пальцев (заповедей).

Соответствие анатомическому строению человека мы находим и в устройстве еврейского народа. Интересно, что первые четыре колена могут быть представлены в виде «головы» (мы остановимся именно на них, поскольку у них эта «анатомия» выражена наиболее явно).

Чем оснащена голова? Глазами – чтобы видеть, ушами – чтобы слышать, носом – чтобы обонять и дышать, ртом – чтобы кусать, ощущать вкус и говорить.

Пойдем сверху вниз. Что такое колено Реувена, первенца? Слово р’у – это повелительное наклонение глагола «смотрите»; для выполнения такого приказа требуется работа глаз.

Идем дальше. Что у нас второе, расположенное чуть ниже? Шимон – «слушать». Эта задача — для ушей.

Если вспомним, что в иудаизме все должно стремиться к золотой середине, то глаза имеют, пусть не совсем идеальное, но все-таки близкое к идеальному расположение. А уши, увы, нет. Шим’ону до золотой середины дальше всех. И это поначалу служит ему недобрую службу. Потом, со временем, ситуация выправится, – когда наступит период устной Торы, в которой уши важнее, чем глаза. Во времена устной Торы праведники часто будут называться этим именем: Шимон hа-Цадик, рабби Шимон Бар Йохай, Шимон бен Зома, Шимон бен Азай…

Итак, о глазах и ушах мы уже сказали. Кто же дальше?

Дальше ноздри. Они нужны, чтобы наслаждаться, как сказано в Хумаше, «ароматом, приятным Б-гу» – жертвами, приносимыми коhаним, – выходцами из колена Леви. Ноздри очень близки к золотой середине, они почти «полноценны». Лишь маленькая перегородка отделяет одну от другой.

Четвертое колено – Йеhуда. От слова леhодот – благодарность, признание. Какой инструмент необходим, чтобы благодарить, признаваться и произносить молитву? Конечно же, рот. Рот – символ Йеhуды. Это золотая середина, идеальное местоположение. Но рот также имеет и зубы.

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.